Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория «социального действия» Макса Вебера. Легитимность



Также Макс Вебер является основоположником теории социального действия, применивший ее принципы к исследованию политической власти, религии, права. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс». Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века - позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.

По Веберу, социолог «должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования».

Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической реальности идеально - типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений.

С принципом «понимания» связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии - категория социального действия. Судить о том, насколько она важна для Вебера можно по тому, что он определяет социологию как науку, «изучающую социальное действие».

Вот как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое - либо природное явление». И ещё одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов.

Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет ещё и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.

Следует обратиться к самому Веберу: социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1) целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2) ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую - либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

3) аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;

4) традиционно, то есть через привычку

Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.

Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан. В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный. Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций, сложившихся в процессе конкретно-исторического развития данного общества. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы, регулирующие властные отношения. Неповиновение им ведет к применению по отношению к отдельным индивидам определенных санкций, установленных обществом. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы, при которых ее переход от одного лица к другому осуществляется в соответствии с традицией. Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации. Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др. Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе, исходя из конкретно-исторических обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую власть, избраны или назначены в соответствии с существующей правовой процедурой, а правила их деятельности четко обозначены в юридических документах общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 929 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...