Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раскройте сущность и природу человека



Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства,[2] в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.[4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей,[5] разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].

Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8]

Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

сущность и природа человека. Понятие человека имеет не только частно-научный, но и глубокий философский смысл. В философии понятие человека не ограничивается каким-либо особенным аспектом, а фиксирует наиболее общие свойства человека. История философии содержит множество концепций человека, каждая из которых раскрывала понятие человека по-своему, дополняя

друг друга. Здесь общее понятие человека рассматривается с точки зрения природы и сущности человека.

Вопрос о природе человека является одним из наиболее сложных в философии. Суть его в том, как трактовать само место человека в мироздании, его назначение во Вселенной. Философы приписывали человеку как божественную природу, так и чисто земное происхождение в ряду других живых существ. Если природа человека божественна, то человек занимает в мире совершенно исключительное место, его назначение уникально. Если же человеческая природа есть особое звено в единой цепи живых существ, то изучение человека лежит в одном русле с изучением всей природы. Не случайно стоявший на позиции природного происхождения человека К.Маркс предполагал, что в будущем науки о человеке и науки о природе сольются в одну науку. Указать на природу человека - значит связать человека, его бытие с чем-то более широким, всеобъемлющим. Это будет и указание на про-

исхождение человека. Здесь человек связывается с чем-то более общим, что выходит за пределы самого человека. Указывая на природу человека, усматривают его общность с миром - либо природным, либо божественным. От понятия природы человека следует отличать понятие сущности человека. Указать на сущность человека - значит выявить его специфические свойства, то, чем он отличается от других элементов мироздания. Речь идёт не о сущности отдельных индивидов, а о сущности человеческого рода в целом - о родовой сущности человека. Эта родовая сущность проявляется не просто в отличии человека от других элементов мира, а в общем способе бытия человека, во всеобщем основании

человеческой жизни. Философы усматривают сущность человека и в том, что человек наделен сознанием, и в том, что человек способен трудиться, и в том, что человеку присущи общественные отношения.

Давая общее понятие человека, философия не может обойти стороной вопрос о соотношении природы и сущности человека. Это тоже одна из старых философских проблем, стимулировавших развитие философского знания. Между природой и сущностью человека есть несомненная связь, так как они составляют единство двух сторон человеческого бытия.

Природа человека имеет естественный характер, поскольку человек неразрывно связан с остальной природой. Например, к природе человека относится состояние его соматической, телесной организации, свойства человеческого темперамента и т.д. На природе человека сказываются все ритмы Вселенной - солнечные, лунные и т.п. Именно природа человека страдает от загрязнения окружающей среды. И, наконец, угасание творческой энергии, стремления активно преобразовывать условия своей жизни - это тоже проявления природы человека, зависящие от определенных социальных факторов. Если давать общую характеристику, то носителем или субъектом человеческой природы выступают различные индивиды. У разных индивидов различные природные качества выражены неодинаково; от факта природных различий людей никуда не уйти. Люди были и всегда будут различны по своей природе, отражая в себе всё многообразие мира. Поэтому и требования к людям не могут быть одинаковыми.

В отличие от человеческой природы сущность человека не естественна, а социальна. Дело в том, что сущность человека не принадлежит отдельным индивидам, а есть как бы сила, связующая всех индивидов в одно целое. Человек обретает сущность не сам по себе, в отрыве от других людей, а только посредством отношений с другими людьми, в составе общества. Сущность человек выражает его социальные, общественные качества. Например, трудовая кооперация людей относится не к их природе, а к их сущности. От природы люди могут быть слабы, но кооперация в труде придает людям дополнительные силы - так называемые "сущностные силы". Сущностные силы человека проявляются вообще только через общественные отношения. Именно данная общественная система может раскрыть только те сущностные силы человека, которые соответствуют этой общественной системе. Так, демократия предполагает расцвет такой сущностной силы человека, как его ответственность перед другими людьми, неукоснительное следование закону.

Поскольку природа и сущность человека соотносительны, составляют диалектическое единство, то между ними могут возникать различные отношения - от гармонии до противоречия. Система общественных отношений может способствовать расцвету человеческой природы, но может и угнетать её. Например, любая диктатура отчуждает людей друг от друга, и это проявляется в таких свойствах природы человека, как подоз-

рительность, недоверие, ненавить и т.п. Другой пример: не все люди способны выполнять ту или иную социальную функцию, ибо не имеют соответствующих природных качеств.

Таким образом, общее философское понятие человека не может быть выработано без соотнесения природы человека и сущности человека. Человек проявляет себя и как природное, и как социальное существо.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...