Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Расскажите об учении Гераклита



Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое»

Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти [1].

1 Однажды, играя с детьми близ храма Дианы, он ответил прохожим, дивившимся ребячеству его занятий: "Не лучше ли играть с детьми, чем обделывать с вами государственные дела!" Лучше всего характер Гераклита может объяснить презрительное письмо, в котором он отклонил вежливое приглашение Дария провести несколько времени при его дворе: "Гераклит Эфесский шлет привет царю Дарию, сыну Гистапса! Все люди уклоняются от путей истины и справедливости. У них нет привязанности ни к чему, кроме корысти. Они стремятся к одной суетной славе с упорством безумия. Что до меня касается, то я чужд лукавства и никому не враг. Я глубоко презираю суету дворов и никогда не стану ногой на персидской почве. Довольствуясь малым, я живу, как мне угодно"

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: "Все течет!" (можно ли переоценить эту гениальную максиму?!), "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", "В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и небытие - связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного [2].

2 Кратил, по преданию, - последователь Гераклита и учитель Платона. Согласно Платону и Аристотелю, Кратил признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени. Но если, по Платону, он заявлял что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой им вещи, то, по Аристотелю, Кратил, ссылаясь на изменчивость ("В одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды", - говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал какую-либо возможность правильно назвать вещь и предпочитал молча указывать на нее пальцем. Идея непрерывного потока при своем последовательном проведении переходит в абсолютный релятивизм (relativus - относительность). Гераклит, правда, понимал, что текущая река, "изменяясь, покоится".

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все - едино. По Гераклиту, огонь и Логос "эквивалентны": "огонь разумен и является причиной управления всем", а то, что "всем управляет через все", он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, "пылающая" динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита Космос - это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм [1] обретает у него наиболее совершенное выражение.

1 Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти

Был выходцем из аристократических слоев. Среди современников прославился человеконенавистничеством, склонностью к сарказму и угрюмостью. Создал уникальное по целостности и глубине философское учение.
Учение Гераклита по форме и содержанию было диалектическим, т.е. основывалось на идее противоречивого единства как принципа всего существующего.

Диалектика составляет суть онтологии Гераклита (учения о первоначале). Гераклит объявляет началом всего Огонь-Логос (Огнелогос). Это субстанциально-генетическое начало (т.е. и принцип, и источник происхождения всего). Но более важным для Гераклита является то, что это внутренне противоречивое и, значит, динамичное начало. Огонь здесь – элемент вещественный, подвижный (даже агрессивно-подвижный), беспорядочный, внутренне-разнородный (то разгорающийся, то затухающий; то избыточный, то недостаточный; то ровный, то хаотичный) и т.д. Логос – элемент цельный, упорядоченный (ритмичный, равновесный, гармоничный и т.п.), закономерный; это внутренняя структура, внутренний закон огня. Вместе Огонь-Логос – это единый противоречивый принцип мира: сочетание движения и ритма, силы и закономерности, спонтанности и упорядоченности и т.д.

На принципе противоречивого единства основаны также космогоническая и космологическая концепции Гераклита. Их общая идея состоит в образовании мира путем убывания огня, который все же остается основой (природой) образовавшихся вещей, накапливается (разгорается) в них и однажды, переполнив их, становится причиной мирового пожара, или конца мира. Эта схема содержит диалектические идеи:
1) взаимосвязи вещей (в космосе происходит обмен, взаимопревращение элементов друг в друга, т.к. они содержат в себе противоположные, борющиеся стремления),
2) взаимного перехода вещей и состояний (мир с самого начала несет в себе свой конец, причины своей гибели, и цикл развития заканчивается в результате полного развертывания огня; космос погибает, т.к. достигает совершенной полноты и изживает себя) и др.
Итак, сутью учения Гераклита является диалектика. Ее основные идеи:

мир есть единство противоречивых сущностей – противоположностей; противоположности изначальны и вечны, они ничему не предшествуют и ничему не наследуют;

противоположности – не условие развития, а его источник, т.к. кроме них ничего нет:

все, что существует – существует только в противоположностях;

все происходит в мире благодаря тому, что противоположные стихии смешиваются, борются.

Учение Гераклита о противоположностях – диалектику – называют законченной теорией. Ее основные положения реконструируются из сохранившихся фрагментов Гераклита:

противоположности существуют в единстве; каждое конкретное сущее – единство противоположностей;

противоположности соотносительны (невозможны друг без друга);

<поскольку противоположности существуют в единстве и соотносительны, то> они становятся тождественными (но тождественными не в смысле одинаковыми, а в том смысле, что существуют, проявляясь только друг через друга);

<поскольку противоположности существуют в единстве, соотносительны и в силу этого тождественны, то> они неизбежно борются между собой (борьба – не отрицательная сила, а источник движения, творческий принцип);

борьба противоположностей разрешается гармонией, но в равновесии противоположности сближаются, и борьба разгорается с новой силой.

Таким образом, способ существования бытия – изменение, становление, порождаемое борьбой противоположных элементов каждого единства.
В контексте своего миропонимания Гераклит – одним из первых философов – высказывает общие соображения о человеке, его поведении и познании.
Учение о человеке (впоследствии – антропология) и принципах его поведения (впоследствии – этика) сводятся у Гераклита к трактовке им природы человеческой души. Гераклит рассматривает душу как смесь воды и огня, в которой огонь – благородное начало, вода – низменное. Душу, исполненную огня, он называет сухой. Возможно, в его понимании это передает качества собранности, активности, разумности. Влажная душа – это душа опьяненная, безвольная или охваченная безумием.
Гераклит признает, т.о., дуализм души и тела. Возрождая идеи орфиков, он говорит о том, что телесная жизнь есть умерщвление души, а смерть тела вызывает к жизни душу. Вслед за орфиками Гераклит верит и в посмертное воздаяние.
Концепцию знания (впоследствии – гносеология) Гераклит строит на утверждении, что душа соприродна Логосу, т.е. разумна. Он различает два логоса: объективный, космический Логос (миропорядок, разумность мира) и субъективный, индивидуальный логос – человеческий разум. Малый логос как бы «впитывает» в себя (постигает) космический Логос (порядок) и этим обогащается. В постижении космического Логоса и состоит последняя цель познания. Оно начинается с чувств, и чувства не обманывают человека, но – дают лишь поверхностное знание. Истинное знание человек получает, размышляя над чувственным опытом. Высшая ступень познания – разумное познание; истину постигает лишь логос. (До Гераклита истину искали в вещах).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...