Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К философским основаниям надо еще подключить рассмотрение научной картины мира. Это особый блок оснований науки. Научную картину мира можно рассматривать в узком смысле слова, как, например, физическую картину мира (механическую, электромагнитную, квантово-механическую), меняющуюся по мере расширения и углубления знаний. Подобные картины есть в любой науке, включая военно-стратегическую или социально-политическую картину мира. Можно и должно представить картину мира в более широком научном плане. То есть постигнуть более широкую панораму знаний о природе и обществе.
Научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и обществе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы стать ядром мировоззрения. Она (эта картина) обобщает результаты различных ветвей научного познания, опираясь на современные достижения частных наук. В научной картине мира полноправное место занимают достижения естественных, гуманитарных и технических наук.
Понятие «мир в целом»- это достаточно широкое понятие. Оно включает и мир сущего и должного, и нашу планету, всю Вселенную и известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Мир в целом не мыслится как нечто завершенное, в котором уже все сложилось и известно.
Научная картина мира опирается на достоверные знания, но это не простая сумма или какой-то набор фрагментов отдельных дисциплин. Научная картина мира обеспечивает синтез знаний. Отсюда вытекает ин-тегративная функция научной картины мира и системность мировоззрения.
Как принято считать, научная картина мира призвана выполнять задачу упорядочивания, систематизации научных данных. Она обобщает различные отрасли, ветви научного знания. Опираясь на современные достижения частных наук, научная картина мира шрфоко внедряет пропагандирует) идею научности по отношению ко всем проявлениям природы, общества и человека.
Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Здесь могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером). Развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы. Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одна из них побеждает.
Основным критерием научной картины мира является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет всё субъективно наносное в знании объекта. Современной научной картине мира свойственны строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.
Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, еще теоретически не оформленные и которые исследуются эмпирическими методами. Причем картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Здесь возникает вопрос: существуют ли более широкие горизонты систематизированных знаний, интегрированные по отношению к специальным картинам реальности (дисциплинарным состояниям)? В методологических< исследованиях такие формы уже зафиксированы и описаны.
К ним относится общая научная картина мира, которая выступает особой формой теоретического знания. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, технических, гуманитарных наук. И если специальные научные картины мира представляют предметы каждой отдельной науки (физики, химии, биологии, социальных наук и т. д.), то в общей научной картине мира представлены наиболее важные системно-структурные характеристики предметной области научного познания как целого, взятого на определенной стадии его исторического развития.
Действительно, революция в отдельных науках (физике, химии, биологии и т. д.), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождает мутацию естественнонаучной и общенаучной картины мира, приводит к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Однако связь между изменениями в картинах реальности и кардинальной перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира неоднозначна. Надо учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы и эта гипотетическая картина весьма длительное время может сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Вхождение новых представлений о мире, сложившихся в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.
Примеров здесь много. Так, изменялись представления о пространстве и времени. Это связано с преобразованием мировоззренческих смыслов категории пространства и времени на переломе от средневековья к новому времени. И это было сопряжено с новым пониманием человека, его места в мире и его отношения к природе. Вся эта перемена в представлениях о пространстве и времени повлияла на различные области знания.
Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими сферами культуры.
О неклассической картине мира у нас уже шла речь. Остановимся подробнее на постнеклассической картине мира. По своему образу пост-неклассическая картина мира- это разветвленная графика, разработанного с учетом бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что определяется подчас каким-то незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организащ1и.
Другой родоначальник синергетики (автор этого термина) немец Г. Хакен синергетику характеризует понятиями: самоорганизация, нелинейность, открытые системы. Эти характеристики стали общепризнанными, нелинейные системы, как открытые, обмениваются с внешним миром- веществом, энергией и информацией.
В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле соответствующих возможностей.
Другим значиФельным положением синергетики (постнекласическим) является особая, необычная (диковинная) форма детерминизма. Речь идет о том, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия, то есть по метафоре: «мышь родит гору». Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований. Все это в корне отличается от линейной однозначности в развитии систем. (Пример тому -рынок, типичная нелинейная система). В заключение отметим, что научная картина мира опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. Научная картина мира носит исторический характер. Расширение и углубление познания овушествляется через посредство смен научных картин мира. Но устаревшие картины мира не отбрасываются, а сохраняются, локализуются, уступая место более масштабным и глубоким представлениям об объективной, реальности.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!