Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эволюция первоначального христианства. Становление христианской церкви
Важную роль в этом процессе сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, что возникновение и торжество первоначального христианства во многом было предопределено содержащейся в нем идеей равенства. Массовый характер идея равенства в античности приобрела именно благодаря христианскому вероучению и организации жизнедеятельности первых его общин. Естественно, сформулирована эта идея была в сугубо религиозной форме как равенство всех людей перед могущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства, всегда жившие в глубинах народного сознания, способствовало широкому распространению данной религиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианских общин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимной поддержкой. Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир, что является одним из показателей действительно демократических форм организации общинной жизни. Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Однако по мере того, как христианские общины становились прибежищем все большего числа богатых и зажиточных людей, менялась их структура. В них постепенно появился клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом: пресвитеры (старейшины), диаконы (служители), епископы (надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение, и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам, ученикам самого Иисуса Христа. В течение I-II вв. н. э., параллельно с формированием в христианских общинах постоянного аппарата управления, с появлением и развитием литературы по вопросам вероучения, все яснее определялось направление, которое выступало за сближение с римским государством, за подчинение верующих его распоряжениям, если они не противоречили культовой практике христиан. Важной стороной становления христианского вероучения явилось формирование Священного Писания. В первые века существования христианства происходит формирование Нового Завета – второй части Библии, почитаемого христианами наравне с Ветхим Заветом. Название выражает идею нового договора, завета бога и людей в противоположность древнему, Ветхому завету. В 363 г. на Лаодикийском соборе был утвержден состав Нового Завета, который затем рассматривался еще на нескольких соборах. Так, в 419 г. на соборе в Карфагене был окончательно утвержден список книг Нового Завета, а затем в Восточной Римской империи был определен список христианских сочинений, которые объявлялись запрещенными и подлежащими уничтожению, их запрещалось читать даже дома. В состав Нового Завета были включены следующие произведения: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Отношение последователей нового учения к иноверцам определялось чувством превосходства христианской религии, которым они компенсировали свою приниженность в реальной жизни. Однако уже в ранний период развития христианство испытало на себе влияние многочисленных языческих вероучений. Существенным обстоятельством, повлиявшим на характер развития раннего христианства, были так называемые «гонения на христиан». Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством и воплотило в себе протест против существующих в обществе отношений, против социального гнета. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям и не могла вызвать враждебного отношения к себе с их стороны. Однако гонения привели лишь к отпадению христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закрепилась в борьбе с государством. Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю. Но уже императоры Валерий и Константин в 311 и 313 гг. уравняли христианство с другими религиями. Принято считать, что император Константин особым законодательным эдиктом положил конец гонениям на христиан. Согласно Миланскому эдикту христиане имели право открыто отправлять свой культ, церковные организации могли владеть любым имуществом, конфискованное во время гонений имущество возвращалось. Формально христианство становилось, таким образом, лишь одним из многочисленных культов империи. Реально же Миланский эдикт стал первым шагом христианства к обретению статуса государственной религии. После этого оно окончательно перестало быть религией рабов и угнетенных, превратившись в господствующую религию, поддерживаемую государством. Попытка реставрации язычества, предпринятая императором Юлианом Отступником (331-363), завершилась провалом. В 361 г. император Феодосий издал эдикт, запрещающий языческие культы.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249—251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284—305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. Этот собор осудил как ересь учение Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» — краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убийством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством. Попытка при одном из преемников Константина — императоре Юлиане (361 — 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к язычеству успеха не имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло. Император Феодосии I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далёкой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, растерзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли многие произведения древнего искусства.
document.getElementById("lc").innerHTML="Загрузка 70%";
Ожесточенная борьба велась со всеми инакомыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрицанию церковной организации. Впоследствии учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты, выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому времени церковная иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить установившиеся порядки. Одновременно церковь окончательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться лишь непосредственные ученики Христа. В этот период были особенно в ходу и усердно разрабатывались мифы о том, что апостолы передали епископам свою власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще продолжает сказываться в различных течениях, призванных еретическими (например, у донатистов). Демократическая оппозиция церкви особенно явственно проявляется на рубеже II-III вв., в движении агонистиков. Распространившееся в начале IV в. манихейство, впитав многие элементы раннехристианских представлений и признав Христа лишь одним из посланников бога на земле, фактически представляло собой уже самостоятельную религию. С этой религией христианская церковь вступила в ожесточённую борьбу. Все эти религиозные течения и общины сторонников «еретических» вероучений становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, её политикой и идеологией, а главное - освящавшимся ей социальным и политическим строем. В этом и состояло значение таких еретических течений.
С отделением «клира» от «мирян» все более усложняется и развивается культ — обряды, богослужение, выполняемые клиром и служащие для укрепления его власти. Христианское богослужение приобретает вид современной православной службы. Примерно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних религий. Так, «святой Николай» фактически занял место древнего бога морей и мореходства, появились святые — покровители скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший бога-отца, богиню-мать, бога-сына и духа святого, пополнился теперь многочисленными полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).
В IV веке резко изменился характер христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на лоне природы, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выполняют различные хозяйственные работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие церковные общины. В IV веке настоятели египетских монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разрабатывают не только культовые вопросы, но и наставляют своих подчиненных в различных хозяйственных делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в западных церковных организациях. В руках руководителей церкви монастыри являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в государстве.
В VI веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии. В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.
В течение первых пяти веков христианская церковь демонстрировала поразительный рост. Численно она выросла с 4.000 последователей после воскрешения Иисуса до 43.4 миллионов формальных сторонников, что в начале VI века составило 22.4 процента населения земного шара. Географически она распространилась от своей начальной точки в Палестине во все концы Римской империи и за ее пределы. Хотя в тех, конкретных условиях были факторы, способствовавшие росту, тем не менее, наблюдалось и огромное сопротивление. Религиозное, культурное и политическое противодействие достигали пика в периоды уничтожительных гонений. Богословские расхождения и юридические противоречия были разрушительны внутри христианской общины и сбивали с толку людей за ее пределами. Наступали и периоды расслабляющей апатии и поглощенности земными делами. Тем не менее, рост продолжался. Несмотря на сопротивление и неудачи, христиане продолжали вести миссионерскую деятельность и способствовали распространению влияния церкви. Различными путями и по разным причинам им удавалось приводить людей к Иисусу Христу. Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры. Христианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Итак, христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранних этапах появилось также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает один миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.
Христианская вера продолжает распространяться, однако центр тяжести быстро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. В связи с демографическими тенденциями в этих странах некоторые исследователи предполагают, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой расе.
Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир. Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Однако по мере того, как христианские общины становились прибежищем все большего числа богатых и зажиточных людей, менялась их структура. В них постепенно появился клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом: пресвитеры (старейшины), диаконы (служители), епископы (надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати. В течение I-II вв. н. э. определялось направление, которое выступало за сближение с римским государством, за подчинение верующих его распоряжениям, если они не противоречили культовой практике христиан. Важной стороной становления христианского вероучения явилось формирование Священного Писания. В первые века существования христианства происходит формирование Нового Завета – второй части Библии, почитаемого христианами наравне с Ветхим Заветом. В состав Нового Завета были включены следующие произведения: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Существенным обстоятельством, повлиявшим на характер развития раннего христианства, были так называемые «гонения на христиан». Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством и воплотило в себе протест против существующих в обществе отношений, против социального гнета. Но уже императоры Валерий и Константин в 311 и 313 гг. уравняли христианство с другими религиями. Принято считать, что император Константин особым законодательным эдиктом положил конец гонениям на христиан. Примерно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних религий. Так, «святой Николай» фактически занял место древнего бога морей и мореходства, появились святые — покровители скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший бога-отца, богиню-мать, бога-сына и духа святого, пополнился теперь многочисленными полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).
В IV веке резко изменился характер христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на лоне природы, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выполняют различные хозяйственные работы.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 713 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!