Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исход 11:1-10



1. И сказал Сущий Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2. Скажи в уши народу, чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд].
3. И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа.
4. И сказал Моисей: так говорит Сущий: в полночь Я пройду посреди Египта,
5. и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;
6. и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;
7. у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Сущий между Египтянами и между Израильтянами.
8. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ [твой], который у ног твоих. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом.
9. И сказал Сущий Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской.
10. Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но Сущий ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.

СОДЕРЖАНИЕ

7763. В этой главе во внутреннем смысле говорится об осуждении веры, отдельной от милосердия, которая означается первенцами Египта, которые должны были умереть в полночь; а также о познаниях истины и добра, которые должны были быть переданы принадлежащим к духовной Церкви, эти познания означаются сосудами серебряными и золотыми, которые сыны Израилевы должны были выпросить у Египтян.

ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ

7764. [Стихи 1-3] И сказал Сущий Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда; скажи в уши народу, чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и золотых [и одежд]. И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа.
"И сказал Сущий Моисею" означает наставление; "еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян" означает последнюю стадию опустошения, которая является проклятием; "после того он отпустит вас отсюда" означает, что тогда они будут оставлены; "когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда" означает, что они оставят их полностью и будут отвращаться от них и избегать их присутствия; "скажи в уши народу" означает наставление и повиновение; "чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд]" означает, что познания истины и добра должны быть отняты у злых, которые принадлежали к Церкви, и переданы добрым, принадлежащим к ней. "И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;]" означает страх по причине язв тех, которые находятся во зле, из-за принадлежащих к духовной Церкви; "да и Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение теперь к Божественной истине; "в глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа" означает у тех, которые были в подчинении там.

7765. "И сказал Сущий Моисею" означает наставление (п. 7186, 7267, 7304, 7380).

7766. "Еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян" означает последнюю стадию опустошения, которая является проклятием. Это ясно из значения "еще одной казни", как последней стадии опустошения. Что язвами, наведенными на Египет, означаются последовательные состояния опустошения, видно из предыдущего объяснения; что последней стадией является проклятие, а именно, проклятие веры, отдельной от милосердия, может быть видно из того, что следует; поскольку первенцем, преданным смерти в Египте, означается проклятие этой веры; "смертью" означается само проклятие, а "первенцем" – вера. О вере говорится, что она проклята, когда предметы веры используются для поддержки ложностей и видов зла; и когда они поддерживают их, они переходят на их сторону и становятся средствами их подтверждения. Это происходит у тех, которые отделяют веру от милосердия как в учении, так и в жизни; но в действительности у них нет никакой веры; есть только знание о таких вещах, которые относятся к вере, хотя это знание они называют верой. Вот что понимается под проклятой верой. Кроме того, сами люди, в которых предметы веры соединены с ложностями и злом, после опустошения находятся в проклятии. Проклятие ощущается гнилостным и отвратительным зловонием, которое исходит от них, больше чем от тех, которые не обладали предметами веры. Ситуация в частностях такая же, как и в общем; в общем, если злой дух приближается к небесному обществу, где есть милосердие, его обитатели ясно ощущают омерзительное зловоние, исходящее от него. Подобным образом они ощущают и в особых ситуациях, когда предметы, принадлежащие небесам, то есть, предметы веры сосуществуют в человеке с предметами, принадлежащими аду. Из всего этого теперь ясно, что "еще одна язва, которая будет наведена на Фараона и на Египет" означает последнюю степень опустошения, которое является проклятием; поскольку фараон прообразует тех, которые наваждали, и которые здесь прокляты; "Египет" означает природный разум (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301, 6147, 6252).

7767. "После того он отпустит вас отсюда" означает, что тогда они будут оставлены. Это ясно из значения "отпускания", как оставления.

7768. "Когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда" означает, что они оставят их полностью и будут отвращаться от них, и избегать их присутствия. Это ясно из значения "отпускания", как полного оставления; и из значения слов "гнать с поспешностью", как отвращаться и избегать принадлежащих к духовной Церкви, которых они наваждали; поскольку тот, кто питает отвращение к кому-либо, также избегает его присутствия и изгоняет его от себя. Причина, по которой они питают отвращение и избегают принадлежащих к духовной Церкви заключаются в том, что проникающие добро и истина теперь их мучают. Ситуация здесь подобна болезненным язвам, которые не выносят даже прикосновения теплой воды или дуновения воздуха; или подобна поврежденному глазу, который не может переносить даже мягкие лучи солнца. Природный разум этих духов теперь подобен такой язве; поскольку после того, как они были опустошены, то есть, когда предметы, принадлежавшие вере, были отвергнуты, они испытывают мучение при малейшем дуновении добра и истины, что вызывает отвращение.

7769. "Скажи в уши народу" означает наставление и повиновение. Это ясно из значения "говорения", здесь как наставления, поскольку Сущий теперь говорит, что должны сделать сыны Израилевы, когда будут выходить из Египта. Повиновение означается словами "скажи в уши", так как уши соответствуют повиновению и, следовательно, его означают (п. 2542, 3869, 4551, 4652-4660).

7770. "Чтобы каждый мужчина у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили сосудов серебряных и сосудов золотых [и одежд]" означает, что познания истины и добра должны быть отняты у злых, принадлежавших к Церкви, и переданы добрым, принадлежащим к ней. Это ясно из значения "сосудов серебряных и сосудов золотых", как познаний истины и добра. (Что "серебро" означает истину, а "золото" добро, см. в п. 1551, 1552, 2954, 5658, 6112; и что "сосуды" означают познания, в п. 3068, 3079). Познания называются сосудами истины и добра, потому что они их содержат. Считается, что познания истины и добра являются самими истинами веры и добром веры, но это не так. Веру составляет расположение к истине и добру, такое расположение втекает в познания, как в свои сосуды. Ясно, что выпросить их у египтян означает забрать их и взять их себе. Поэтому ранее, в главе 3:22 говорилось, что они должны "обобрать египтян"; и впоследствии (Исх. 12:36), что они "обобрали их". Говорится, чтобы "выпросили мужчина у ближнего своего и женщина у ближней своей", поскольку "мужчина" относится к истине и её означает, а "женщина" относится к добру и его означает.

[2] Смысл всего этого можно видеть в объяснении Исхода 3:22, п. 6914-6917, где показано, что сами познания истины и добра, которыми обладали принадлежавшие к Церкви, которые знали тайны веры, однако вели злую жизнь, перешли к принадлежащим к духовной Церкви. Как произошел этот переход, см. в п. 6914. Это понимается под словами Господа у Матфея:

Пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25:25, 28-30; Лк. 19:24-26).

Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13:12; Мк. 4:24, 25).

[3] Причина этого состоит в том, что злые используют познания добра и истины в злых целях, а добрые используют познания добра и истины в добрых целях. Познания являются теми же самыми, но цели, ради которых они используются, определяют их качество в каждом человеке. Такие познания подобны мирскому богатству, которое один человек использует ради добрых целей, а другой ради злых целей; поэтому богатство у каждого человека таково, каковы цели, ради которых он его использует. Это также показывает, что те же познания, как и богатство, которым обладали злые, может перейти в распоряжение добрых и служить хорошим целям. Из всего этого можно видеть, что прообразует повеление, чтобы сыны Израилевы выпросили у египтян сосудов серебряных и сосудов золотых, и таким образом лишили и обобрали их. Сущий никогда не повелел бы совершить такое расхищение или разграбление, если бы это не было прообразом таких предметов в духовном мире.

[4] Подобное понимается у Исаии:

Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Сущего будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную (Ис. 23:18);

говорится о Тире, который означает познания добра и истины (п. 1201); "торговля" и "прибыль" означают познания, используемые в злых целях. Словами о том, что "к живущим пред лицем Сущего будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную" означается, что они перейдут к добрым, которые будут использовать их в добрых целях.

[5] Также у Михея:

Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Сущему стяжания их и богатства их Господу всей земли (Мих. 4:13);

"сокрушить многие народы" означает опустошить их; "стяжания, посвященные Сущему и Господу всей земли" означают познания истины и добра. Подобное понимается в 2 Цар. 8:11, 12, где говорится, что Давид посвящал Сущему серебро и золото, которое он брал у покоренных племен, у Сирийцев, у Моавитян, у сынов Аммоновых, у Филистимлян, у Амаликян, и от прибыли Адраазара; и что Соломон положил среди сокровищ дома Сущего святыни своего отца (3 Цар. 7:51).

7771. "И дал Сущий милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему;]" означает страх пребывающих во зле по причине язв из-за принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из объяснения выше (п. 6914), где встречаются подобные слова.

7772. "Да и Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение теперь к Божественной истине. Это ясно из прообраза Моисея, как Божественной истины (о чем часто говорилось), из значения слов "весьма велик", как уважения, здесь уважения из страха, поскольку злые, пребывающие в аду, не имеют иного уважения к Божественному, чем исходящего от страха (что слова "весьма велик" означают уважение, ясно из того, что сказано "в глазах слуг фараоновых и в глазах [всего] народа"); и из значения "земли Египетской", как природного разума (п. 5276, 5278, 5280, 5288, 5301, 6147, 6252). Из этого ясно, что "Моисей был весьма велик в земле Египетской" означает уважение к Божественной истине в разуме, а именно, в разуме наваждающих.

7773. "В глазах [фараона и] слуг фараоновых и в глазах [всего] народа" означает у тех, которые были в подчинении там. Это ясно из значения "слуг" и "народа", как находящихся в подчинении; поскольку Фараон прообразует главных наваждающих, у которых все остальные находятся в подчинении. Означаются подчиненные, поскольку у злых, также как и у добрых, то есть, в аду как и на небе, существует определенная система управления, а именно, есть управление и есть подчинение, без чего общество не могло бы пребывать в единстве. Но подчинение на небесах совершенно отличается от подчинения в аду. На небесах все одинаково равны, ибо один любит другого, как брат любит брата; однако один возвышает другого над собой в той мере, в которой он превосходит другого в разуме и мудрости. Истинная любовь к добру и истине побуждает каждого, как бы от себя, подчиняться тем, кто превосходит его в мудрости распознавания добра и в разумении истины. Но подчинение в аду предполагает господство и, следовательно, жестокость; поскольку господствующий поступает жестоко с теми, кто не согласен со всеми его повелениями. Ибо каждый относится к другому как к своему врагу, хотя внешне обращается с ним, как с другом ради объединения против насилия других. Это объединение подобно банде разбойников. Находящиеся в подчинении постоянно стремятся занять господствующее положение и также часто восстают, и тогда состояние становится плачевным, поскольку тогда они применяют жестокость и насилие к другим; это происходит периодически. Из всего этого можно видеть, каково подчинение в другой жизни.

7774. [Стихи 4-8] И сказал Моисей: так говорит Сущий: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца служанки, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Сущий между Египтянами и между Израильтянами. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ [твой], который у ног твоих. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом.
"И сказал Моисей: так говорит Сущий" означает наставление; "в полночь" означает, когда опустошение является полным; "Я пройду посреди Египта" означает тогда присутствие Божественного повсюду; "и умрет всякий первенец в земле Египетской" означает тогда проклятие веры, отдельной от милосердия; "от первенца фараона, который сидит на престоле своем" означает фальсифицированные истины веры, которые занимают первое место; "до первенца служанки, которая при жерновах" означает фальсифицированные истины веры, которые занимают последнее место; "и всё первородное из скота" означает профанируемое добро веры; "и будет вопль великий по всей земле Египетской" означает внутреннюю скорбь; "какого не бывало и какого не будет более" означает, что состояние было таким, что ничего не могло быть подобным ему; "у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим" означает, что у принадлежавших к духовной Церкви не должно быть ни малейшего следа проклятия и скорби; "ни на человека, ни на скот" означает ни в отношении истины, ни в отношении добра; "дабы вы знали, какое различие делает Сущий между Египтянами и между Израильтянами" означает, чтобы можно было знать природу различия между пребывающими во зле и пребывающими в добре. "И придут все слуги твои сии ко мне" означает находящиеся в подчинении; "и поклонятся мне" означает уважение из страха по отношению к Божественной истине; "говоря: выйди ты и весь народ [твой], который у ног твоих" означает просьбу, чтобы могли уйти пребывающие в истинах от Бога, от высших до низших. "После сего я и выйду" означает, что Божественная истина отойдет. "И вышел [Моисей] от фараона с гневом" означает резкое прекращение присутствия Божественной истины у тех, которые должны быть прокляты.

7775. "И сказал Моисей: так говорит Сущий" означает наставление (п. 7765).

7776. "В полночь" означает, когда опустошение является полным. Это ясно из значения "полночи", как времени полной тьмы, то есть, абсолютной лжи; поскольку "ночь" означает состояние лжи (п. 2353, 6000), а середина ночи означает её пик; таким образом "полночь" означает полное опустошение.

7777. "Я пройду посреди Египта" означает тогда присутствие Божественного повсюду. Это ясно из значения "прохождения посреди", когда это говорится о Сущем, как присутствия Божественного. Когда "середина" относится к земле, она означает повсюду; ибо "пройти посреди Египта" означает в каждой части.

7778. "И умрет всякий первенец в земле Египетской" означает тогда проклятие веры, отдельной от милосердия. Это ясно из значения "смерти", как проклятия (п. 5407, 6119); и из значения "первенца", как веры Церкви, через которую приходит милосердие (п. 352, 2435, 6344, 7035); но "первенец в земле Египетской" означает веру без милосердия (п. 7766).

[2] Необходимо больше сказать о вере, лишенной милосердия. Вера без милосердия является не верой, а просто знанием тех вещей, которые составляют веру; поскольку истины веры взирают на милосердие, как на свою конечную цель, и впоследствии происходят из милосердия как своей первичной цели. Из этого ясно, что предметы, составляющие веру, не существуют у тех, кто не имеет милосердия, даже несмотря на то, что они имеют познания истин веры, как известно. Эти познания являются тем, что они называют верой. И когда они употребляют познания истин и добра веры для подтверждения ложностей и зла, тогда они больше не имеют истин и добра веры, потому что истины и добро соглашаются с ложностями и злом, которым они служат, ибо тогда в них видятся сами ложности и зло, которое они подтверждают.

[3] Предметы, составляющие истинную веру взирают вверх к небесам и к Господу; тогда как те, которые составляют веру, отдельную от милосердия, взирают вниз, и когда они подтверждают зло и ложности, они взирают в ад. Из этого также ясно, что вера, отдельная от милосердия, не является верой. Из всего этого можно видеть, что понимается под проклятием веры, отдельной от милосердия, а именно, что это проклятие фальсифицированной истины и профанированного добра веры; поскольку, когда истина фальсифицирована, она больше не является истиной, но ложью, и когда добро профанировано, оно больше не добро, но зло; и сама вера не является больше верой истины и добра, но лжи и зла, независимо от того, как она может выглядеть и провозглашаться во внешней форме. Кроме того (что является тайной) качество веры всякого человека таково, каково качество его жизни. Поэтому, если жизнь проклята, то также и вера; поскольку это ложная вера, когда жизнь является жизнью зла. В мире не видно, что это так, но это проявляется в другой жизни, когда злые лишаются познаний истины и добра, ибо тогда проявляются ложности, происходящие от зла, которые скрывались в них.

[4] У некоторых злых есть убеждение, что истина веры является истиной, такое убеждение также понимается под верой, но это не вера; поскольку она побуждается желанием сделать её средством приобретения богатства, высокого положения и репутации. Пока эти истины служат им как средства, они любят их ради злой цели; но когда они больше не служат таким образом, они оставляют их, считая ложностями. Это убеждение называется "убедительной верой", которая понимается под словами Господа у Матфея:

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22, 23).

Та же вера понимается также под "светильниками без масла" у пяти глупых дев, которые также сказали: "Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас" (Мф. 25:11, 12). "Светильниками" означаются истины веры, а "маслом" добро милосердия; таким образом под "светильниками без масла" понимаются истины веры, лишенные добра милосердия.

7779. "От первенца фараона, который сидит на престоле своем" означает фальсифицированные истины веры, которые занимают первое место. Это ясно из значения "первенца", как веры (п. 352, 2435, 6344, 7035); из прообраза фараона, как общих познаний извращенных истин Церкви (п. 6015, 6651, 6679, 6683, 6692), таким образом "первенец фараона" означает веру, состоящую из таких истин, то есть веру, состоящую из фальсифицированных истин веры; и из значения "престола", как господства истины, а в противоположном смысле господства лжи (п. 5313). Что фальсифицированные истины веры, занимающие первое место, понимаются под "первенцем фараона, который сидит на престоле своем", ясно видно из того, что сказано "до первенца рабыни, которая при жерновах", которым означаются фальсифицированные истины веры, занимающие последнее место; и кроме того сын царя означает то, что является первостепенным, поскольку царь – это голова.

[2] Фальсифицированными истинами, занимающими первое место, являются те, которые признаются как самые важные, например, такие как: что вера спасает, как бы человек ни жил; что она спасает человека в последний час его жизни; и что он тогда очищается от грехов; таким образом, что грехи удаляются моментально, как грязь с рук водой. Такие фальсифицированные истины утверждают, что существует вера без милосердия, и что в отношении спасения человека, не имеет значения, какую жизнь он вел, а также, что человек, который является дьяволом, может мгновенно стать ангелом Божьим. Такие понятия и другие, подобные им, являются фальсифицированными истинами, занимающими первое место; происходящие от них непосредственно занимают второе место; те же, которые отдаленно происходят от них, занимают последнее место. Ибо всякая истина имеет длинную последовательность происхождений, некоторые из них проникают непосредственно, некоторые опосредованно; самыми последним являются те, которые только касаются этой истины.

[3] Что такие понятия и другие, подобные им, являются фальсифицированными истинами веры, весьма очевидно; ибо кто не знает, если он справедливо думает, что жизнь веры побуждает человека быть духовным, но не вера, кроме как в той мере, насколько она соединена с жизнью. Жизнь человека есть его любовь, и что он любит, то желает, и к тому стремится, и то, что он желает и к чему стремится, он делает. Именно это является сущностью человека, а не то, что он знает и думает, но не желает. Сущность человека не может никоим образом измениться на другую размышлением о заступничестве и спасении; но только новым рождением, которое совершается в течение значительной части его жизни; поскольку он должен быть зачат, родиться и вновь возрасти; и это совершается не размышлением и говорением, но желанием и действием.

[4] Это было сказано, потому что то "первенцем фараона" и "первенцем Египтян" означается вера, отдельная от милосердия, которая – как было показано ранее – является не верой, но знанием таких вещей, которые составляют веру. Первенец Египетский прообразовал эту веру, потому что Египтяне были сведущи в познании обрядов Церкви более всех остальных, составлявших прообразовательную Церковь со времени потопа (п. 4749, 4964, 4966, 6004). В то время все обряды были прообразами духовных вещей, находившихся на небесах. Египтяне имели больше познаний в этих вещах, чем другие, но с течением времени они стали любить только знания, и тогда – как это происходит и в наши дни – они стали думать, что Церковь полностью состоит в познании тех вещей, которые составляют Церковь, а не в жизни милосердия. Таким образом они перевернули весь порядок Церкви вверх дном, и поэтому истины, называвшиеся истинами веры, не могли не быть фальсифицированы: ибо если истины используются против Божественного порядка – как в случае, когда они используются для зла, а у египтян для магии – они больше не являются истинами в тех людях, но становятся ложностями от зла, для которого они используются.

[5] Это можно проиллюстрировать поклонением тельцу у Египтян. Они знали, что прообразовал телец, а именно, добро милосердия. До тех пор, пока они это знали и думали об этом, когда видели тельцов, или когда они готовили тельцов на благотворительных пирах, какие были у древних, или позднее, когда тельцы использовались в жертвах, они тогда мыслили разумно и в согласии с ангелами на небесах, для которых телец является добром милосердия. Но когда они стали делать золотых тельцов, ставить их в свои храмы и поклоняться им, тогда они стали мыслить безумно, так же, как адские духи; и таким образом они превратили истинный прообраз в ложный.

7780. "До первенца служанки, которая при жерновах" означает фальсифицированные истины веры, которые занимают последнее место. Это ясно из значения "первенца", как веры (п. 7779), и поскольку он означает веру, то означает истину в совокупности, поскольку истина является составной частью веры, так как в нее нужно верить; и из значения "служанки", как внешнего расположения к истине, или расположения к познанию (п. 1895, 2567, 3835, 3849). Но "служанка при жерновах" означает самое внешнее расположения к познанию, поскольку "при жерновах" означает то, что находится на последнем месте. Говорится "при жерновах", поскольку "жернова" относятся к предметам веры; так как жерновами зерно перемалывается в муку, и таким образом готовится стать хлебом; "мукой" означается истина, от которой происходит добро, а "хлебом" означается само добро, происходящее оттуда. Таким образом "быть при жерновах" означает учиться и наполняться такими вещами, которые могут быть полезными вере, а через веру милосердию. Поэтому, когда древние описывали основы учения веры, они описывали их "нахождением при жерновах", и предметы еще более фундаментальные "нахождением в жерновах". Вот почему, такие вещи упоминаются Господом, когда Он учит о последнем времени Церкви:

Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. (Мф. 24:41).

Такие слова никогда не были бы сказаны, если бы "жернова" не означали бы предметов веры. (Что во внутреннем смысле означают "жернова" и "молотьба", смотрите в п. 4335). В отношении истин веры, занимающих первое место и последнее место, нужно знать, что истины веры, которые непосредственно происходят из добра милосердия, занимают первое место, поскольку во внешней форме они являются добром; но истины, находящиеся на последнем месте, являются голыми истинами; ибо, когда истины происходят в последовательности из добра, на каждой степени они отходят от добра, пока, наконец, не становятся голыми истинами. Такого рода истины означаются "служанкой при жерновах".

7781. "И всё первородное из скота" означает профанируемое добро веры. Это ясно из значения "первенца", как веры; и из значения "скота", как расположения к добру, а в противоположном смысле расположения ко злу (п. 45, 46, 142, 143, 246, 714, 715, 719, 776, 2179, 2180, 3519, 5198). Что "животные" имеют такое значение, ясно из прообразов в другой жизни (п. 3218). По этой причине ими означались такие предметы в жертвоприношениях (п. 2180, 2805, 2807, 2830, 3519). Поскольку "животные" имели такое значение, поэтому "первородным от скота" означалось добро истины, в данном случае фальсифицированной, поскольку она принадлежала египтянам, которые извратили все истины и добро применением их в злых целях.

7782. "И будет вопль великий по всей земле Египетской" означает внутреннюю скорбь. Это ясно из значения "вопля" (здесь исходившего из-за мертвых первенцев, а во внутреннем смысле из-за проклятия), как скорби. "Вопль" означает внутреннюю скорбь, поскольку чем больше скорбь, тем она более внутренняя.

7783. "Какого не бывало и какого не будет более" означает, что состояние было таким, что ничего не могло быть подобным ему. Это ясно из того, что было объяснено выше (п. 7649, 7686).

7784. "У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим" означает, что у принадлежащих к духовной Церкви не должно быть ни малейшего следа проклятия и скорби. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223); и из значения "пса, который не пошевелит языком своим", как ни малейшего следа проклятия и скорби; поскольку эти слова выражают противоположное "великому воплю по всей земле Египетской", то есть глубокой скорби (п. 7782) по причине проклятия, что означается смертью первенца.

[2] Когда говорится, что ни малейшего следа проклятия не должно быть у принадлежащих к духовной Церкви, то есть у пребывающих в добре этой Церкви, то не имеется в виду, что они будут лишены всякого зла; но что они удерживаются от зла и сохраняются в добре Господом. Их собственное является абсолютным злом и проклято; но собственное Господа, которое они принимают, является добром, следовательно свободно от проклятия. Вот, что понимается, когда говорится, что нет проклятия у пребывающих в Господе.

[3] Используется выражение "пес пошевелит языком своим" по причине значения "пса". "Пес" означает низших из всех в Церкви, равно как и вне Церкви, а также тех, кто попусту много болтает о предметах Церкви, но мало в них понимает. В противоположном смысле означает тех, кто пребывает совершенно вне веры Церкви и относится с пренебрежением к предметам веры. Что "псы" означают находящихся вне Церкви, ясно видно у Матфея:

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15:26-28; Мк. 7:27, 28);

где "детьми" означаются пребывающие внутри Церкви, а "псами" – пребывающие вне её. Подобным образом и "псами, которые лизали раны Лазаря" (Лк. 16:21); поскольку "богачом", во внутреннем смысле, означается тот, кто пребывает внутри Церкви и поэтому имеет в изобилии духовные богатства, которые состоят в познании истины и добра. "Псы" означают тех, которые занимают низшее положение в Церкви, много болтают о предметах Церкви, но мало в них понимают, а в противоположном смысле тех, которые относятся с пренебрежением к предметам веры, в следующих отрывках:

Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать (Ис. 56:10).

Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города; вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи (Пс. 59:6, 7, 14).

Чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови (Пс. 68:23).

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7:6).

Вот почему низшее из всего, от чего нужно было избавиться, означалось "мертвым псом" (1 Цар. 24:14; 2 Цар. 9:8; 16:9).

7785. "Ни на человека, ни на скот" означает ни в отношении истины, ни в отношении добра. Это ясно из значения "человека", как истины (п. 3134); и из значения "скота", как расположения к добру, и таким образом самого добра (п. 7781).

7786. "Дабы вы знали, какое различие делает Сущий между Египтянами и между Израильтянами" означает, чтобы можно было знать природу различия между пребывающими во зле и пребывающими в добре. Это ясно из значения "знания", как приобретения представления о чем-либо; из прообраза Египтян, как пребывающих во зле (раньше "Египтянами" означались пребывающие во лжи, но теперь, после того, как они были опустошены в отношении истин Церкви, которые они знали, они означают пребывающих во зле, поскольку смерть первенцев означает проклятие, которое является состоянием злых); и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 7784), таким образом пребывающих в добре; поскольку принадлежащие к духовной Церкви ведутся посредством веры к милосердию, таким образом посредством истины к добру.

7787. "И придут все слуги твои сии ко мне" означает находящиеся в подчинении. Это ясно из значения слуг "Фараона," как тех, кто находится в подчинении (п. 7773).

7788. "И поклонятся мне" означает уважение из страха по отношению к Божественной истине. Это ясно из прообраза Моисея, как Божественной истины (о чем часто говорилось); из значения "поклонения", как смирения; но здесь, поскольку говорится о пребывающих во зле, это означает уважение из страха. Говорится "уважение из страха", потому что злые не имеет никакого уважения к Божественной истине, ни даже к Самому Божественному, кроме как того, которое происходит у них от страха; поскольку пребывающие в аду любят только себя, а те, которые любят только себя, не уважают больше никого, так как они обращают на себя все уважение, относящееся к другим, даже к Самому Божественному. Где есть любовь, там есть и уважение, а где нет любви, там нет и уважения, за исключением того, которое порождается страхом. По этой причине злые в другой жизни подвергается наказаниям, пока наконец они не решаются восстать против добрых и наваждать их; поскольку они удерживаются от совершения зла только страхом наказаний.

7789. "Говоря: выйди ты и весь народ [твой], который у ног твоих" означает просьбу, чтобы могли уйти пребывающие в истинах от Бога, от высших до низших. Это ясно из значения "выхода", как отправления; из прообраза Моисея, к которому здесь относится "ты", как Божественной истины; из значения "народа", как пребывающих в истинах от Бога (поскольку сыны Израилевы, которые здесь называются "народом", прообразуют принадлежащих к духовной Церкви, таким образом пребывающих в истине по благу и в благе по истине, здесь же пребывающих в истине от Божественного, поскольку говорится "народ, который у ног твоих", ибо Моисей прообразует Божественную истину); и из значения "у ног твоих", как тех, которые находятся ниже, то есть в подчинении. "Ноги" означают низшее, так как они означают природное, ибо природный мир ниже духовного мира (что "ноги" означают природное, см. п. 2162, 3761, 3986, 4280, 4938-4952), поэтому говорится "народ, который у ног твоих". Понимается также от высшего до низшего; "Моисеем" означается высшее, поскольку он прообразует Божественную истину; а "народом у его ног" каждый человек, пребывающий в истине от Бога.

7790. "После сего я и выйду" означает, что Божественная истина отойдет. Это ясно из значения "выхода", как покидания; и из прообраза Моисея, как Божественной истины. Эти слова означают, что когда наваждающие праведных осуждены, всякая Божественная истина отходит от них; поскольку тогда они пребывают в состоянии своего зла, а зло отвергает и угашает всякую Божественную истину. Ранее, до их осуждения, они действительно были знакомы с истинами веры, но при этом они не имели никаких истин в себе; поскольку истины тогда были при их устах, но не в сердце. Поэтому, когда они были опустошены в отношении этих истин, зло осталось, и тогда проявилась также ложь, происходящая от зла, которая была в них сокрыта; поскольку, хотя они и говорили истины, все же они пребывали не в истинах, а в ложностях. Кроме того, само заявление истины не происходило от ее настоящего источника – от блага – но происходило от зла; поскольку они делали это ради выгоды, славы и репутации, таким образом ради себя и мира. Истины, происходящие от такого рода источника, пристают к поверхности, и поэтому, когда они опустошаются, истины отпадают как шелуха; и когда они отпадают, покидают места с ужасным, гнилым зловонием от ложностей, которое исходит там от зла. Такова участь тех, которые знали истины веры, однако жили противоположно им, в соответствии со словами Господа у Луки:

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:47, 48).

7791. "И вышел [Моисей] от фараона с гневом ярости" означает резкое отделение присутствия Божественной истины у тех, которые должны быть прокляты. Это ясно из значения "выхода", как покидания, здесь резкого отделения, поскольку говорится "в гневе ярости"; (также в конце, когда происходит проклятие, происходит и разделение; поскольку, когда люди начинают чувствовать отвращение к Божественной истине и бояться её, а под конец испытывать ужас от её присутствия, они резко от нее отделяются); из прообраза Моисея, как Божественной истины; из прообраза фараона, как тех, которые наваждали принадлежащих к духовной Церкви (как часто говорилось ранее), но в данном случае тех, которые должны быть прокляты, проклятие понимается под заявлением, что все первенцы будут убиты (п. 7778); и из значения "гнева ярости", как неприязни и отвращения (п. 3614, 5034, 5798), но когда это относится к Божественному, как здесь к Божественной истине, которую прообразует Моисей, это не означает, что отвращается Божественная истина, но что пребывающие во зле отвращаются сами, (п. 5798). "Гнев" относится ко лжи, а "ярость" к злу (п. 3614).

7792. [Стихи 9, 10] И сказал Сущий Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской. Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но Сущий ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.

"И сказал Сущий Моисею" означает уведомление; "не послушал вас фараон" означает неповиновение; "чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской" означает, чтобы они могли убедиться в том, что они не имели никакой веры, но пребывали во зле. "Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном" означает, что эти этапы опустошения, и как следствие подтверждение их пребывания во зле, были совершены через истину, исходящую от Бога; "но Сущий ожесточил сердце фараона" означает, что они были непреклонны; "и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей" означает, что они не оставили принадлежащих к духовной Церкви.

7793. "И сказал Сущий Моисею" означает уведомление. Это ясно из значения "высказывания", когда Сущий предсказывает то, что должно произойти, как уведомления.

7794. "Не послушал вас фараон" означает неповиновение. Это ясно из значения "слушания", как повиновения (п. 2542, 3869, 4652-4660, 5017, 7216); и из прообраза фараона, как тех, которые наваждали праведных в другой жизни, и которые теперь должны быть прокляты.

7795. "Чтобы умножились [знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской" означает, чтобы они могли убедиться в том, что они не имели никакой веры, но пребывали во зле. Это ясно из значения "чудес" и "знамений", совершенных в Египте, как этапов опустошения и следовательно подтверждения того, что они пребывали во зле (п. 7633); поскольку эти "чудеса" означали многочисленные степени опустошения тех в Церкви, которые знали предметы веры, однако вели злую жизнь; и поскольку они являются теми, кто наваждает праведных в другой жизни, то здесь означается их состояние (п. 7465). Этим "умножением чудес" означаются последовательные степени их состояния. Так много степеней существует для того, чтобы злые могли убедиться, что они находятся во зле; а также, чтобы добрые могли быть просвещены относительно состояния тех в Церкви, которые вели злую жизнь (п. 7633). Если бы не эти причины, злые могли бы быть осуждены и ввержены в ад без такого количества последовательных изменений состоянии.

[2] Что злые перед тем, как будут осуждены и ввержены в ад проходят через многие состояния, совершенно неизвестно в мире. Верят, что человек тотчас либо осуждается, либо спасается, и это происходит без всякого процесса; но в действительности все иначе. Там царит справедливость, и никто не осуждается, пока он сам не узнает и внутренне не убеждается, что он пребывает во зле, и что для него совершенно невозможно находиться на небе. Его собственное зло также вскрывается для него, в соответствии со словами Господа у Луки:

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях (Лк. 12:2, 3; Мф. 10:26, 27; Мк. 4:22);

более того, человек также предупреждается воздержаться от зла. Но когда он не может этого сделать по причине господства в нем зла, тогда от него забирается способность делать зло через фальсификации истины и видимости добра, что происходит постепенно этап за этапом, и наконец следует осуждение и ввержение в ад. Это происходит, когда он входит в зло своей жизни.

[3] Зло жизни – это зло воли и мыслей, отсюда происходящих; таким образом, каково внутреннее качество человека, и каким он был бы вовне, если бы не сдерживался законами, а также страхом потери прибыли, славы, репутации и жизни. Это жизнь, которая следует за каждым человеком после смерти, но не его внешняя жизнь, если только она не исходит от его внутренней жизни. Ибо внешне человек имитирует противоположное; и поэтому, когда человек после смерти опустошается относительно внешних вещей, тогда проявляется, каким было его качество в воле и в мыслях. К этому состоянию каждый злой человек приводится посредством степеней опустошения, поскольку всякое опустошение в другой жизни ведет от внешнего к внутреннему. Из всего этого можно видеть, каково правосудие в другой жизни, и через что проходит злой человек прежде, чем осуждается. Из этого ясно, что "умножение Моих чудес в земле Египетской" означает, что злые могли убедиться в том, что они не имели никакой веры, но пребывали во зле. (Что пребывающие во зле не имеют никакой веры, см. п. 7778).

7796. "Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном" означает, что эти этапы опустошения, и как следствие подтверждение их пребывания во зле, были совершены через истину, исходящую от Бога. Это ясно из прообраза Моисея и Аарона, как Божественной истины, Моисея – как истины, исходящей непосредственно от Бога, и Аарона – как истины, исходящей опосредованно (п. 7010, 7089, 7382); и из значения "чудес, сделанных в Египте" или "перед Фараоном", как многих опустошений тех, которые принадлежали к Церкви, но вели злую жизнь. Что "чудеса Египетские" имеют такое значение, можно видеть из значения некоторых чудес; что они также подтверждают тот факт, что такие люди не имеют веры, но пребывают во зле, можно видеть выше (п. 7795). Говорится что "Моисей и Аарон сделали все сии чудеса", хотя они были сделаны не ими, но Богом; но так говорится, поскольку Моисей и Аарон прообразуют Божественную истину, и чудеса совершались Богом через истину, исходящую от Него Самого; ибо все, что совершает Сам Бог, совершается через истину, исходящую от Него. Само Божественное есть бытие (сущность) всего, тогда как истина, исходящая от Него, есть проявление (существование) всего. Само Благо, которое является Божественной Сущностью, производит всё через свою Истину. Говорится, что опустошение совершается через истину от Бога, но нужно понимать, что Божественная истина не является этому причиной, поскольку Божественное никого не опустошает; но злой человек опустошает себя через противодействие Божественной истине, угашая, отвергая, или извращая её; и через обращение Божественного блага, которое постоянно проникает, во зло. Тогда это зло является тем, что опустошает, и из этого ясно, в чем заключается причина, а именно, не в наитии добра и истины от Бога – ибо без их наития не было бы жизни – но в обращении их во зло и в ложь, которое совершается человеком, пребывающим во зле.

7797. "Но Сущий ожесточил сердце фараона" означает, что они были непреклонны. Это ясно из значения "ожесточения сердца", как упорства (п. 7272, 7300, 7305). Что Сущий не ожесточает сердце, или не делает зла, хотя это приписывается Ему в буквальном смысле Слова, см. п. 7533, 7632, 7643.

7798. "И он не отпустил сынов Израилевых из земли своей" означает, что они не оставили принадлежащих к духовной Церкви. Это ясно из значения "отпускания", как оставления; и из прообраза сынов Израилевых, как принадлежащих к духовной Церкви (п. 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223).

О ДУХАХ И ЖИТЕЛЯХ ПЛАНЕТЫ ЮПИТЕР

7799. Мне было позволено общаться с духами и ангелами планеты Юпитер более продолжительное время, чем с духами и ангелами других планет. Поэтому об их состоянии и о состоянии обитателей их планеты будет рассказано подробнее.

7800. Планета Юпитер не видна пребывающим в другой жизни, видны только духи с нее. Они проявляются впереди, на некотором расстоянии слева, притом постоянно в одном и том же месте; в этом же месте также находится планета в представлении духов и ангелов. Духи каждой планеты отделены от духов других планет и находятся вблизи своего мира. Причина, по которой они отделены, заключается в том, что они имеют различное расположение и находятся в разных областях в Большом Человеке; а имеющие различное расположение кажутся удаленными от других, поскольку их качество отличается. Всякое разделение и различие духов и ангелов в отношении мест и расстояний в другой жизни проявляется в соответствии с разновидностями расположений и качеств, поскольку место соответствует состоянию (п. 2625, 2837, 3356, 3387, 4321, 4882, 5605, 7381).

7801. Есть множество видов духов с планеты Юпитер, но с тремя я часто пребывал и общался. Один вид, который является также низшим, кажется темным, почти черным. Они презираются другими и называются "карателями", потому что они наказывают жителей их земли, которые ведут злую жизнь; они постоянно желают добраться до небес. Другой вид имеет сияющие лица, как от отраженного света свечи. Они кажутся сидящими, подобно идолам, поскольку они допускают, чтобы им поклонялись другие, особенно слуги, которых они имели в мире; ибо там они убедили их, что являлись посредниками с Господом: они называют их "святыми", а также "господами". Третий вид, который является самым лучшим, превосходит остальных в разуме и мудрости. Они являются в голубой одежде, или в одежде цвета неба, с вплетенными в нее небольшими крупинками золота. Но сами ангелы, происходящие с этой планеты, обитают вместе с ангелами со всех других планет; ибо все, являющиеся истинными ангелами, составляют одно всеобщее небо.

7802. На этой планете для духов является обычным говорить с жителями и наставлять их, а также наказывать их, если они плохо поступают; о чем я буду говорить по порядку, поскольку множество вещей было рассказано мне их ангелами. Причина, по которой духи этой планеты говорят с людьми, заключается в том, что они много размышляют о небе и о жизни после смерти; и сравнительно немного заботятся о жизни в мире; поскольку они знают, что будут жить после смерти и пребывать в состоянии счастья, которое зависит от состояния их внутреннего человека, которое было сформировано в мире. На нашей земле в древние времена также было обычным разговаривать с духами и ангелами по той же причине, а именно, поскольку те люди больше думали о небе и мало о мире. Но это живое сообщение с небом было со временем закрыто, поскольку люди перестали быть внутренними и стали внешними, то есть, поскольку человек стал больше думать о мире и мало о небе, и особенно, когда он перестал верить в существование небес или ада, и в то, что в нем есть духовный человек, который живет после смерти. Ибо в настоящее время верят, что тело живет само по себе, а не от духа; и поэтому если бы люди теперь не верили бы в то, что воскреснут вновь во плоти, они вообще не верили бы в воскресение.

7803. Что касается общения духов с жителями планеты Юпитер, есть духи, которые наказывают; есть те, которые наставляют; а есть те, которые ими управляют. Духи, которые наказывают, находятся с левой стороны человека, ближе к спине; и когда они там находятся, они извлекают из памяти человека все его дела и мысли; так как это легко для духов, поскольку, когда они приближаются к человеку, они сразу проникают во всю его память (п. 6192, 6193, 6198, 6199, 6214). Если они находят, что он совершал зло или замышлял зло, они порицают его, а также наказывают его болью в суставах ног или рук, или болью в подложечной области; духи могут делать это весьма искусно, когда им это позволяется. Когда такие духи приближаются к человеку, они вызывают в нем ужас и страх; так он знает об их приближении. Злые духи могут вызывать страх, когда они приближаются к кому-либо, особенно к тем, которые были разбойниками, когда жили в мире. Чтобы я мог знать, как действуют эти духи, когда приближаются к человеку их земли, было позволено, чтобы такой дух также приблизился ко мне. Когда он был рядом, меня полностью охватил ужас и страх; однако я не испытывал страх и ужас внутри, но вовне, поскольку я знал, что он был таким духом. Он также был виден и являлся как темное облако с небольшими блуждающими звездами в облаке; блуждающие звезды означают ложности, а неподвижные звезды – истины. Он расположился слева от меня, ближе к спине и начал порицать меня за все мои поступки и мысли, которые он извлекал из моей памяти и неверно истолковывал; но его остановили ангелы, которые также присутствовали. Когда он заметил, что был с другим человеком, не принадлежащим к его планете, он начал говорить со мной, и сказал, что когда он приближается к человеку, то знает всё, что человек делал и мыслил, а также, что он строго порицает его и наказывает подобным образом различными болями.

7804. Наставляющие духи тоже находятся слева от человека, но более впереди. Они также упрекают, но кротко, а затем учат, как они должны жить. Они тоже кажутся темными, однако не подобны облакам, как предыдущие духи, но как бы одеты во власяницу. Их называют "наставниками", а предыдущих "карателями".

7805. Когда присутствуют такие духи, также присутствуют и ангельские духи, принадлежащие их планете; они занимают место у изголовья человека и заполняют его определенным образом. Их присутствие ощущается там как легкое дуновение, поскольку они боятся, чтобы человек не почувствовал ни малейшей боли или беспокойства от их приближения и наития. Они управляют духами карателями и наставниками, препятствуя первым обращаться с человеком более сурово, чем позволяет Господь, и предписывая последним говорить истину. Мне также было позволено говорить с этими ангельскими духами.

7806. Есть два знака, которые являются таким духам, когда они пребывают с человеком. Они видят старика с бледным лицом: это знак того, что они не должны говорить ничего, кроме правды. Если же они видят лицо в окне: это знак того, что они должны уходить отсюда. Я видел и этого старика, и также лицо в окне; и когда я увидел последнее, духи немедленно меня оставили.

7807. Когда карающий дух был со мной, ангельские духи постоянно сохраняли на моем лице радость и улыбку, а мои уста открытыми. Ангелы делают это очень легко посредством наития. Они сказали, что когда они пребывают с обитателями их планеты, они вызывают такое выражение на их лицах.

7808. Если после наказания и наставления человек снова совершает зло или думает совершить зло, и не удерживается через заповеди истины, то по возвращению карающего духа он наказывается более сурово. Но ангельские духи умеряют наказание согласно намерению в делах, и согласно воле в мыслях.

7809. Там духи говорят с человеком, а не наоборот человек с духами, кроме слов, когда он наставляется, что "он не будет больше так поступать". При этом ему не позволяется говорить кому-либо из ближних, что с ним говорил дух; и если он это делает, строго наказывается. Когда духи Юпитера были со мной, они сначала думали, что находились с человеком с их земли; но когда, в свою очередь, я заговорил с ними, и также когда я подумал, что опубликую эти опыты, а им не было позволено наказывать или наставлять меня, тогда они поняли, что пребывали с чужеземцем.

7810. В другой раз карающий дух явился ко мне и расположился с левой стороны ниже талии, как и предыдущий он также желал наказать меня; но он был остановлен их ангелами, которые тоже присутствовали. Тогда он показал мне виды наказаний, которые им позволяется налагать на людей их земли, если они совершают зло или намереваются его совершить. Кроме боли в суставах, появлятся болезненное сокращение вокруг живота, которое ощущается как сжатие тугим поясом; затем ограничение дыхания, даже до боли; а также отвращение от всякой пищи, кроме хлеба; и наконец, угроза смерти, если человек не прекратит делать то, что делал; и в то же время лишение радости от супруга, детей и друзей, в результате чего внушение скорби.

7811. Из всего этого можно видеть, что их ангелы, которые находятся в изголовье, совершают своего рода правосудие над человеком, поскольку ангелы позволяют, умеряют, сдерживают и наитствуют. Но мне было позволено сказать им, что они не должны считать, что являются судьями, но что один Господь является Судьей, и что от Него в них входит всё, что они указывают и предписывают духам наказания и наставления, и что это только кажется исходящим от них.

7812. Кроме духов, о которых сейчас говорилось, есть также духи, внушающие противоположные убеждения. Они являются теми, которые во время своей жизни в мире были изгнаны из общества, поскольку были злы. Когда они приближаются, она кажутся подобными летящему пламени, которое скользит вниз около лица; они находятся внизу, в задних частях человека, и оттуда говорят к высшим частям. Они заявляют вещи, противоречащие тому, что говорят наставляющие духи под руководством ангелов; а именно, что человек должен жить не в соответствии с наставлением, но согласно своим наклонностям и желаниям, и т.п.. Обычно эти духи появляются сразу же после того, как первые духи уходят. Но люди на той земле знают, кто эти духи и какого они рода, поэтому не обращают на них внимания. Однако они таким образом изучают, что является злом, и что является добром; поскольку через зло постигается, что такое добро, и качество добра познается из его противоположности. Всякое постижение чего-либо приходит через соотнесение противоположностей различными способами и на различных уровнях.

7813. О духах и жителях планеты Юпитер будет продолжено повествование в конце следующей главы.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...