Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сучасны стан і тэдэнцыі развіцця вакальна-харавога жанра аматарскай творчасці



Белорусское музыкальное искусство – это особая сфера художественной деятельности, получившая значительное развитие в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. Многие художественные процессы в музыкальном искусстве не получили еще своего завершения, не совсем четко очерчены, однако, тем не менее, уже сегодня очевидно, что белорусская музыка существует как явление. Лучшие достижения белорусских композиторов составляют золотой фонд национальной музыки. Многие произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обогатив её неповторимыми особенностями звучания и гармонии белорусской музыки. Далеко за пределами республики звучат произведения наших композиторов и белорусские народные напевы, интерес к которым с каждым годом возрастает. Фольклорно-этнографические коллективы, мастера стародавних народных инструментов, солисты, коллективы, которые работают с аутентичным фольклором – постоянные участники и победители международных фестивалей и конкурсов. Белорусская народная музыка, созданная многими поколениями, таит в себе силу и мощь народа, демонстрирует красоту и доброту его души. В популяризации белорусской музыки значительную роль сыграл ансамбль “Песняры” под руководством В.Мулявина. Его дело продолжили и умножили ансамбли “Белорусские песняры”, “Верасы”, “Сябры”, “Палац”,национально-хореографич6еский ансамбль “Хорошки” и мн. др. Белорусская профессиональная музыка 20 века, находясь на пересечении музыкальных стилей, испытала различное влияние, но сохранила свои особенности. В 30-е годы была открыта Белорусская консерватория, где первым наставником будущих белорусских композиторов стал В.Золотарёв – ученик М.Римского-Корсакова. Именно В.Золотарёвым была заложена “русскость” в композиторское письмо его учеников, среди котлрых и патриарх национального музыкального искусства А.Богатырев. В период с 30-х по 80-е годы 20 века наиболее влиятельным в белорусской музыкальной культуре являлся русский, восточноевропейский элемент (оперы А.Богатырева, Я.Тикоцкого, Д.Смольского и др). В 70-90-е годы творческие интересы композиторов смещаются в сторону разработки национальной тематики (А.Бондаренко, А.Мдивани, В.Кузнецов и др.). новая белорусская музыка, или музыкальный авангард - самое молодое направление, ориентирующееся на западноевропейский музыкальный авангард (В.Войцик, А.Сонин, Я.Поплавская и др). Композиторы этого направления создали ряд произведений, которые с успехом прозвучали в Дании, Голландии, Швеции, Америке, Германии. Таким образом, в белорусской музыке формируются и развиваются различные течения, и в панораме музыкальной художественной культуры творчество белорусских композиторов представлено в качестве яркого и самобытного явления, которое органично входит в систему художественной культуры 20 века.

Современная белорусская музыка весьма разнообразна в жанровом смысле. Она вобрала в себя многое из современной общемировой музыки. Не считая некоторых национальных особенностей, она в общем развивается по общемировым законам. По этой причине широко распространённым является направление «лёгкой», т.е. поп-музыки. Меньшее распространение в Беларуси получили известные фолк, рэп, хард-кор и другие направления общемировых музыкальных поп-жанров.

Белорусская песня прошла долгий путь своего формирования и развития: истоки – в народных песнях и фольклорных мотивах, в «Батлейке»; в XV в. появляются авторы песнопений и составители рукописных нотных сборников. В это время наблюдается тесная связь белорусской певческой гимнографии с народной песенной культурой.

В эпоху Возрождения главным местом, где развивалось профессиональное музыкальное искусство, были храмы. Развитие светской вокальной и инструментальной музыки особенно заметно началось с XVI в., когда при королевских, великокняжеских дворах создавались музыкальные коллективы, в которых работали талантливые местные и зарубежные музыканты. В Гродно с 1543 года при дворе Стефана Батория для обслуживания торжеств великосветской знати существовала "Литовская капелла" в составе 15 местных музыкантов. Несколько позже в некоторых городах Беларуси (Несвиж, Слоним, Гродно, Деречин) стали появляться музыкальные театры.

В XIX в. усилился интерес к белорусской народной песне. Композиторы все чаще обрабатывали их и использовали в концертной деятельности.

Первыми государственными музыкальными учреждениями на Беларуси были Народные консерватории в Витебске (1918), Гомеле (1919), Бобруйска (1921). В 30-е годы ХХв. в Белорусской консерватории (с 1994 Белорусская академия музыки) сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарев.

В композиторском творчестве 1920-50-х значительную роль играл национальный фольклор, массовые песни и национальный музыкально-театральный репертуар.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...