Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В любительском хореографическом искусстве Беларуси: особенности и тенденции развития



Активные демократические преобразования, происходившие в белорусском обществе в 80х-90х гг. ХХв., значительно повлияли на развитие хореографического искусства страны, дав возможность балетмейстерам обратиться к аутентичному белорусскому фольклору, а также экспериментам в современных танцевальных направлениях. Анализ состояния развития современного танца в любительском хореографическом искусстве Беларуси на сегодняшний день показал, что среди разныхнаправлений и жанров наиболее распространенными и востребованными являются модерн-танец или «контемпорари», хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельноенаправление, развивающееся в рамках хип-хоп культуры, и джаз. Изучение и сравнительный анализ эволюции каждого из вышеназванных направлений позволили намопределить некоторые особенности и тенденции их развития в хореографическом искусстве Беларуси.

Прежде всего, необходимо отметить активное развитие на современном этапе хип-хоп танца, массовое распространение которого среди молодежи обусловлено,на наш взгляд, популяризацией реп и r’n’b музыки во всем мире, несложностью овладения основным лексическим модулем данного направления, не требующего отисполнителя профессиональной хореографической подготовки. Вместе с тем, стоит отметить повышение исполнительского уровня хип-хоп танцоров, обусловленное,на наш взгляд, богатством и доступностью видеоинформации по данному направлению современного танца, а также хорошо развитой системой мастер-классов,активно функционирующих не только в странах близкого и дальнего зарубежья, но и в Беларуси.

Стремительное развитие в рамках хип-хоп культуры брейк-данса как наиболее распространенного и ранее возникшего в Беларуси направления современноготанца характеризуется высоким уровнем исполнительского мастерства и проведением множества фестивалей, конкурсов и «баттлов» (от англ. battle – «битва»). Следуетдобавить, что на сегодняшний день в брейк-дансе наблюдается тенденция профессионализации, которая проявляется в повышении уровня технической сложноститанцевальных элементов, стремлении к музыкальности - комплиментарному типу соотношения музыки и хореографии при создании танцевального шоу и в сольномимпровизационном выполнении. Среди наиболее известных и способствующих профессиональному развитию брейк-данса в Беларуси коллективов необходимоназвать “Hunters”, “Street masters”, “Warm style” и др., которые стали основой сборной Беларуси по брейк-дансу “Belarusian b-boys”.

Наблюдаемый «хип-хоповый бум» обусловил появление новых фестивалей и конкурсов, проводимых в Беларуси по данному направлению, среди которых стоитотметить наиболее крупные и регулярные мероприятия: международные фестивали и конкурсы брейк-данса «Be Energy» (с 2007г., г.Минск), «Абсолютные вилки» (с 2002г., г.Минск), хип-хопа “International street dance freestyle” (с 2007г., г.Минск), республиканские конкурсы по современным танцам «Чемпионат Беларуси посовременным танцам» (с 2002г., г.Минск), брейк-данса «Баттл Беларуси» (с 2003г., г.Минск) и др.

Процессы демократизации и персонализации в общественной жизни Беларуси конца XX в. нашли отражение в появлении коллективов современного танца,которые экспериментируют с лексическим модулем модерн-танца и contemporary: группа современной хореографии «ТАД» (рук. Д.Куракулов, г.Гродно), модерн-балет «Галерея» (рук. А.Тебеньков, г.Гродно), группа «Квадро» (рук. И.Асламова, г.Гомель), студия современного танца «Параллели» (рук. А.Махова), студия современноготанца Д.Юрченко (г.Витебск), театр танца “D.O.S.ZK.I” (рук. Д.Залесский, О.Скворцова, г.Минск) и др. [3]. Повторяя путь народных ансамблей, многие из вышеназванных коллективов современной хореографии дали толчок профессионализации современного танца Беларуси.

Сегодня наиболее распространенный в Америке термин «модерн» все чаще заменяется термином «контемпорари» (от англ. «contemporary» - современный).Иногда термин «модерн» употребляется для обозначения нескольких крупных американских школ танца, которые определили развитие данного направления [2]. Вбелорусском танце модерн, интерес к которому в последнее время несколько угас, наблюдается поиск новых путей развития, осуществляются активные попытки егопрофессионализации, популяризации за счет упрощения формы с целью доступности массовому зрителю. Подтверждением выше сказанному является появлениетеатра танца “D.O.S.ZK.I” (рук. Д.Залесский, О.Скворцова, г.Минск), бюджетное финансирование группы современной хореографии «ТАД» (рук. Д.Куракулов, г.Гродно).

Развитие танца модерн неразрывно связано и во многом детерминируется Витебским фестивалем современной хореографии IFMC (с 1987г.), который являетсяодним из крупнейших конкурсов на постсоветском пространстве и продолжает играть доминантную роль в развитии данного направления современного танца в Беларуси [3]. Этот фестиваль дает уникальную, а иногда и единственную для многих белорусских танцовщиков и трупп возможность показать свои произведения широкой публике и специалистам, попробовать свои силы в творческом соревновании с мэтрами и получить первое признание. Кроме того, Витебский фестивальсовременной хореографии IFMC оказывает реальную практическую и методическую помощь в овладении различными современными техниками через организацию практических мастер-классов для всех участников.

Одной из проблем развития танца модерн в Беларуси, как утверждает С.В.Гутковская, является некоторая унификация стиля в балетмейстерских работах хореографов, – ориентир на тех, кого ранее выделили, наградили, в результате непроизвольно возникает так называемый художественный конформизм, проявляющийся в нежелании искать новое, неповторимое [1]. Отсюда узнавание в хореографических произведениях примет творческого почерка хореографов-первопроходцев Е.Панфилова и Т.Багановой, тиражирование режиссерских прёмов А.Пепеляева и С.Смирнова, пластических находок О.Поны и Н.Огрызкова и др. Вместе с тем, в последнее время значительно повысился профессиональный уровень белорусских исполнителей: они хорошо владеют различными техниками современного танца, что в свою очередь позволяет хореографам-постановщикам сконцентрировать внимание именно на художественной составляющей сценического произведения.

Вышеуказанная ситуация в развитии белорусского модерн-танца способствовала появлению интереса хореографов к джаз-танцу - новому направлению всовременном хореографическом искусстве страны. Миновав длинный путь эволюции в США, джаз-танец в Беларуси находится на начальном этапе своего развития - усвоение лексического модуля и методики преподавания. Распространение и развитие джаз-танца в Беларуси осуществляется под влиянием мастер-классовприглашенных преподавателей из разных стран и во многом обусловливается популяризацией мюзикла, активно использующего разные стили современнойхореографии, включая джаз и степ как доминантные направления в хореографической лексике. Среди коллективов, работающих в данном направлении в Беларуси, необходимо отметить театр современного танца «Менада» (рук. А.Максименкова, г.Минск). Становлению и развитию джаз-танца в Беларуси способствует такжеизучение данного направления студентами кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Но, стоит сказать, что профессиональная подготовка хореографов - специалистов в области современной хореографии, - на сегодняшний день остаетсянерешенной проблемой в хореографическом образовании страны. Проведенный среди студентов кафедры хореографии Белорусского государственного университетакультуры и искусств опрос выявил недостаточный уровень подготовки хореографов по основным направлениям современной хореографии, на изучение которой, согласно данным анализа учебных планов, отведено только 2,3% от общего количества учебных часов, в то время как педагоги-хореографы и руководители хореографических коллективов все чаще стали обращаться к современному танцу с целью всестороннего физического развития исполнителей, а также в процессе создания репертуара коллектива.

Таким образом, активное развитие современного танца в любительском хореографическом искусстве Беларуси, тенденция его популяризации и профессионализации, определяют спрос на специалистов-хореографов, владеющих знаниями и методикой обучения модерн, джаз, хип-хоп танцу и др., определяя необходимость внесения соответствующих изменений в процесс подготовки хореографов в данном направлении. На наш взгляд, углубленная и расширенная подготовка студентов по современной хореографии в высшей школе позволит заполнить пробел в кадровом обеспечении специалистов данного профиля как в досуговой сфере, так в начальном и среднем звеньях хореографического образования, способствуя дальнейшему профессиональному развитию современного танца Беларуси. Шамрова Ольга Александровна, преподаватель кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств

24 по 29 ноября 2010 года в Витебске состоится традиционный XXIII Международный фестиваль современной хореографии (IFMC 2010). Одним из основных событий фестиваля является Международный конкурс современной хореографии.

Фестиваль проводится с 1987 года и является крупнейшим и одним из самых престижных в области современной хореографии на территории Содружества Независимых государств и Европы.

В этот раз в конкурсе примут участие хореографические коллективы, балетные труппы и артисты танцевальных проектов, творчество которых соотносится с понятием "современная хореография".

Конкурс будет проводиться по двум номинациям:

· одноактный балет

· хореографическая миниатюра

Жюри и зрители будут оценивать представленные хореографические произведения в целом, в два тура: первый тур закрытый – присутствуют международное жюри (в состав которого входят известные хореографы, педагоги и искусствоведы в области современного хореографического искусства), экспертный совет и участники конкурса; заключительный тур конкурса – финал – проводится публично.

Участникам конкурса XXIII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске разрешено самостоятельно определять жанр хореографических произведений, их количество, тематику и время отдельного произведения. Причём общее время исполнения конкурсной программы может составлять до 25 минут с числом участников в коллективе до 12 человек.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...