Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ



Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2]. Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих по-следователей.

Основателем буддизма была реальная историческая личность — Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев. По своему социальному происхожде-нию он принадлежал к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджой этого полунезависимого княже-ства. Мать — Майя — умерла через несколько дней после его рождения. Буддийское преда-ние гласит, что отец Сиддхартхи безумно любил свою жену и после смерти перенес свою любовь на сына. Он окружил его заботой и вниманием, не жалел средств для развлечения ре-бенка, а затем и юноши. Однажды царевич, гуляя со своим возницей Чангой, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Перед ним со всей остротой вста-ли смысложизненные вопросы.

Индийская культура того времени уже выработала определенные формы ответа на эти вопросы. Существовали развитые философские системы, развивалась практическая йога. И Сиддхартха обратился к изучению философского наследия ведизма и брахманизма. Многое из этого наследия было усвоено им, творчески переработано и затем вошло в новое учение. Но это случилось не сразу. Философские системы того времени учили, что покой можно об-рести, только ведя аскетический образ жизни, занимаясь самоумерщвлением своей плоти. И Сиддхартха стал отшельником — йогом. Шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел, лицо его стало страшным. Оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет. И вот однажды в полуобморочном состоя-нии, он уснул под деревом и во время этого сна ему открылись великие истины, он стал про-светленным — Буддой (слово Будда буквально и означает просветленный). С тех пор он стал сам просвещать людей, проповедовать свое учение. Буддизм как религиозная система и фи-лософско-нравственое учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь.

Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его вероучения:

1. Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий — желания и привязанности.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (так называемый восьмеричный путь, о котором речь пойдет чуть позже), ведущий к просветлению и через него к нирване.

Таким образом суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Обрести просветление означало прежде всего в буддизме обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.

В раннем буддизме поиск просветления и обретения нирваны предполагал отказ от всех мирских привязанностей и уход в монастырь, ведение отшельнического образа жизни. Однако буддизм был противник крайнего аскетизма. Люди, вставшие на путь просветления, строго следили за личной гигиеной, помещения, в которых они жили постоянно содержались в образцовом порядке. Как правило, они образовывали монастырскую общину — санги. Культовая сторона первоначального буддизма отличается крайней простотой. В основном она сводилась к медитациям и гигиеническим ритуалам.

Кроме усилий по личному просветлению монахи были обязаны заниматься миссио-нерской деятельностью, пропагандировать учение своего учителя. Это учение встречало большой интерес, но не каждый был способен встать на путь отрешения от всего мирского. Поэтому возникла проблема буддистов-мирян. Эта проблема была разрешена на основе раз-работки учения о двух путях спасения: хинаяне и махаяне.

Хинаяна — это узкий путь спасения. Хинаяна предполагала относительно жесткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли арха-ты — члены сангхи.

Махаяна — широкий путь спасения. В махаяне допускалась возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования под руково-дством сострадательного бодхисаттвы. В отличие от монахов мирянам давался более упро-щенный этический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти заповедей: 1) воздер-живайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от прелюбодеяний; 4) воздерживайся от лжи; 5)'воздерживайся от возбуждающих напитков. Вместе с тем, в махая-не получила большое развитие культовая практика.

Бодхисаттвы наделяются особой сверхъестественной силой, выступают в качестве за-ступников и покровителей, они способны откликаться на любовь и молитвы. А это значит, молитвы, как один из важных элементов культовой системы, получают в махаяне наиболее широкое распространение.

Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди

История отношений этих религий неотделима от всей истории христианства, тогда как история иудаизма насчитывает к моменту рождения Иисуса как минимум тысячелетнюю историю, что еще раз обозначает историческую зависимость христианства от иудаизма.

Ряд исследователей отмечает, что сама деятельность Иисуса это часть истории еврейских сектантских движений. Как бы то ни было, уже в 70-х годах I века нашей эры христианство начинает отделяться от иудаизма, и уже на этом этапе начинается ухудшение взаимоотношений. Евреи нередко провоцируют власти Рима на гонения против христиан. Главной причиной преобразования христианства в самостоятельную религию можно назвать веру в мессианство Иисуса и резкое непринятие этой веры со стороны иудеев.

На этапе отделения можно выделить следующие даты:

-66-70 годы - Первая Иудейская Война, закончившиеся разрушением Иерусалима. Для иудеев христиане, покинувшие город до наступления римлян, стали отступниками и предателями веры. Христиане же увидели в этом событии исполнения пророчества Иисуса о разрушении Храма.

80-й год - Внесение Синедрионом в текст еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам. Тем самым, иудо-христиане были отлучены от иудейской общины.

Многое Христиане продолжали верить в признание Мессией Иисуса, однако их надежны погибли вместе с признанием иудеями мессией руководителя антиримского восстания Бар Кохбы в 132 году.

Начиная со II второго века наблюдается рост антииудаизма в христианской среде. В это время появляется первое прямое обвинение всех евреев в богоубийстве, которое принадлежит епископу Сардийскому Мелитону. В одном из первых богословских произведений «Правила святых апостол» 70-е правило говорит о полном неучастии христиан в религиозной жизни иудеев.

После принятия христианства как государственной религии в Римской империи (Миланский эдикт 313 года) начинают приниматься официальные антииудейские законы, которые приводят к дискриминации евреев (в числе прочего, евреям занимать государственные посты и состоять на военной службе). Период правления императора Юлиана, наоборот, был периодом популярности иудаизма, и от христианской церкви требовалась реакция для возвращения паствы.

В связи с этим один из отцов церкви Иоанн Златоуст создает 8 проповедей «Против Иудеев» в 386-387 годах, отрывок из которых предсказывает отношение христианской церкви к иудеям на целые столетия: «…живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников».

Другой отец церкви, Блаженный Августин, создает принцип ограниченной веротерпимости. В своих сочинениях он доказывал: хотя иудею заслуживают смерти за убийства Христа, они продолжат жить, показывая, что значит отвергнуть Христа и навлечь на себя гнев Божий, тем самым свидетельствуя об истинности христианства.

В 438 году был принят Кодекс Феодосия, согласно которому евреям гарантировалась защита в случае нападения на их дома и синагоги, но в этом же кодексе запрещалась миссионерская деятельность со стороны евреев.

Согласно Кодексе Юстиниана (529-534 гг.) иудаизм лишался легального статуса и не подлежал защите закона, публично отрицавшие воскресение Христа и Страшный Суд подвергались изгнанию и смертной казни. Также были урезаны права евреев на собственность. В соответствии с этим кодексом практиковалось насильственное крещение, в связи с которым был почти полностью искоренен иудаизм в Северной Африке. Подобная политика, ставшая в связи с тесной переплетенностью церкви и власти государственной, изредка, но встречала неодобрение со стороны отдельных церковных деятелей (см. письмо папы Георгия I к епископам Арля, Марселя и Неаполя).

В 787 г. II Никейский собор постановил, что насильно обращенные в христианство евреи, по-прежнему практикующие иудаизм, не должны считаться христианами, и им дозволялось открыто исповедовать иудаизм. Однако подобные законы не могли потушить пожар антииудаизма, распаленный отцами церкви.

Средние века, с их особой, изобретательной жестокостью не обходят и «еврейский вопрос»: Первый крестовый поход 1096 г. начинается с уничтожения ряда еврейских общин Европы. Этому предшествует католическая пропаганда в рядах рыцарей о том, что христианство запрещает, в отличии от иудаизма, давать кредит.

В связи с этим, в 1120 г., папа Калист II, основываясь на письмах Григория I, издает буллу о защите евреев, пострадавших в ходе Крестового Похода.

Однако XIII век становиться началом крупнейших антисимистких гонений, закрепляемых на законодательном уровне и полностью укоренившихся в сознании христианина. В 1215 г. IV Латеранский собор требует от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки. Оксфордский собор 1222 запрещает строить новые синагоги. В 1239 г. папа Георгий IX объявляет Талмуд богохульной книгой, и тысячи её экземпляров, включая древнейшие, сжигаются. Синод Бреслау 1267 г. предписал евреям селится в специально отведенных для них кварталах, и во всех крупных городах Европы, начиная с итальянских, создаются гетто. Базельский собор 1434 г. запретил присуждать евреям ученые степени. В Испании и Португалии вводятся расовые законы об «исконных христианах», которые отнимали у людей, имевшим некатоликов в предыдущих двух поколениях, практически все гражданские права.

Основатель протестантизма Мартин Лютер, как монах-августинец, поначалу настаивал на терпимости по отношению к евреям, преследуя, скорее всего, одну цель: обращение евреев христианство. Видимо именно из-за невозможности этого он и создает свой знаменитый памфлет «О евреях и их лжи» в 1543 г.: «Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…

Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…».

С ростом просвещения антисимитизм в Европе на законодательном уровне начинает отменяться, однако на богословском и бытовом он по-прежнему имеет очень большое влияние на людей.

Различные мифы и суеверия, связанные с евреями, с эпохи средневековья глубоко вошли в разум людей, и все последующее время бытовой антисемитизм, подогреваемый церковным, оставался главным барьером отделяющим христиан и иудеев от диалога, к которому они приходят лишь только во второй половине 20 ого века, после Холокоста.

Необходимо отметить, что почву для Шоа (а именно так евреи называю холокост) подготовила церковь. Гитлер, по сути, не придумал ничего нового, кроме печей, то есть физического, а не духовного уничтожения еврейства.

Отношение церкви изменилось после этого ужасающего события. В 1959 г. папа Иоан XXIII распорядился, чтобы из читаемой в Страстную Пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы и составил покаянную молитву «Акт раскаяния»: «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...