Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские системы Платона и Аристотеля



Платон - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. Идеализм Платона – это рац. система, до него идеализм был индивидуальным. Согласно учению Платона лишь мир идей представл. собой истинное бытие, а матер. мир - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Все явления и предметы возник., рождаются и гибнут, но идеи вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен. Платон объявил мир идей божественным царством, в кот. до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Душа по Платону бестелесна и существует вечно и не возникает одновременно с телом. Тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3-х иерархически упорядоченных частей: Высшая – это разум, вторая – воля и благородные желания, третий – влечение и чувствование. В зависимости от того, что преобладает человек направлен либо на высокое, либо на дурное.

Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе

Характериз. бытие как вечное, неизменное, познав. лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию. Выше всех идея красоты и добра. Её познания являются вершиной действительного познания.

Идеального государство возникает как общество социальных групп: правители (у них преобладает разум – это философы), стратеги (преобладает воля – это воины), производители (земледельцы и ремесленники - у них влечения должны быть управляемыми и умеренными). Трем сословиям соответствует 3 осн. добродетели: соотв., мудрость, храбрость, умеренность. 4 добродетель – справедливость – появл., когда каждое сословие выполняет свою задачу.

Арист. интерес. вопрос – «чем должна заним. ф-я?» и «имеет ли она прово на сущ.?» По его мн., предм. ф-и не долж. быть природа, а что-то сверхприродн., сверхчувств., сущностн., кот шире, чем природа. Ф-я может иметь право на сущ. только при наличии сверхчувств. нач., вечного и неподвижн. Чувств. миром заним. физ. На вопр. о сущ. немат., самост. сущности Арист. дает полож. отв. Этими первосущ. должна заним. первофил.(метафизика), кот. явл. божеств. наукой. Арист. первым дает опред. материи – то, с чегосозд. все вещи и во что в рез. они разруш. Первая часть учения Арист. посвящ. критике мира идей его уч. Платона. Он счит., что они беспол. для познания, т.к. в них нет ничего нового, что есть в вещах. Рассм. одни и те же идеи в разных отнош., в одном случ. они м.б. более общ., в другом – менее. Мир чувственно восприним. идей явл. реальн. миром, а не тенью мира идей Платона. Материя не может быть сущностью. Она есть необработ., материал, не имеющ. формы, кот. сводится к первоматер.: вода, воздух, земля, огонь. Первомат., кот. мож. получить любую форму, неподвижна и непознав., а оформл. виды материи – познав. А. счит., что мат. вечна. Любая вещь вторична по отн. к матер. и форме. Материя есть возм. получить форму. Выделяя в кач. основы ед. вещ. их формы как сущности, А должен ответить на вопр. – «кто явл. источн. этих форм, общ. понятий?» Таким ист. явл. Бог-философ, осн. видом деят. кот. явл. мышление. Он есть мышл. о мышл., он неподвижен и не имеет частей. Заслуга А сост. в том, что, пытаясь раскрыть содерж. общ. понятий (форм), он опирается на лог. док-во, а не на мировую душу, подчеркив., что все с мире логично.

Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) раст., способн. к размн. и осущ. обмена вещ-в 2) чувствит. – живая, облад. способн. восприн.. формы с пом. ощущ. 3) разумн. - присуща ч-ку, позн. и дум.

Как и Плат., П заним. проблем. общ. и гос-ва. Он согл. с П, что в общ. должны сотрудничать филос., торг. и ремесл., конечным продуктом деят. кот. явл. справедливость. Порядок в общ. зависит от формы правления. Только правильн. формы правл. способст. снятию противореч. К таким А отн.: монархию (власть благородн., бож. происх); аристократия (власть благородн.). Наилучш. ф-мой правл. явл. полития (сочет. в себе знатность, благородст., богатство и право). Неправильн. ф-ми правл. по А явл.: трания, олигархия, демократия. Худшим правление демокр. А считал охлократию – все граждане пользуются правами, но не вып. своих обяз.

10) Основные этапы развития средневековой философии, её проблематика и представители. Патристика.

С V по XV в. Это период врем., когда ф-я стан.. теоцентрич. (тео-бог), т.к. в это время господств. христ. религ. Общ. созн в этот период было обращ. на борьбу с язычеств. и на становл. христ., кот. было монотеист., т.к. в ц-ре христ. был ед. Бог. Гл. цель христ. – показ. соверш. дух. и несоверш. матер., земного. Ф-фы имели успех, только если разд. церк. позиции. Осн. черты среднев. ф-и: теоцентр. (источн. и прич. явл-ся Бог); креационизм (уч. о сотв. мира Богом из нич.); теодицея (стремл. оправд. Бога как творца за налич. зла в мире); эсхатология (уч. о судьбах мира и ч-ка); провиденциализм (уч. о реализ. своих замысл. Богом); вера выше разума. В усл. дикт. церкви ф-я была объяв. служ. богосл., кот. долж. была исп. свой рац. аппарат для подтверж. догмат. христ.

Источн. христ. сразу был признан ветхий завет. С др. стор. важн. источн. развивающ. уч. церкви стали труды «Отцов церкви» => ран. период наз. патристикой (II-VIII вв.). Осн. пробл. патр. было соотн. веры и знан., религ. и ф-и. Знан. – это понятие чего-л. в силу обосн. и доказ., а вера – пон. без док.. Религ. опир. на веру, а ф-я – на знан.. Поэт. они не м.б. совместимы. Тертуллиан счит., что знан. и вера не совм.. др. с др. Вера непостиж. разумом, её нельзя понять, осозн. Его гл. выр.: «Верую ибо абсурдно». Наиб. влият. из отцов церкви - это Августин. Док., что Бог явл. высш. бытием, Бог сотв. мир из нич.о по своей добр. воле, а не по необх. Особ. место заним. ч-к, кот. обл. разумн. душой и своб. воли. Душа немат., бессм. Субъект. ч-к действ. своб., но на сам. деле все, что он дел., дел. через него Бог. Град земн. – это мир зла и сатаны, в нём госп. похоть. Гр. Бож. – это мир добра и Бога. Вся история – борьба 2 гр.

Схоластика(IX-XV вв). Гл. вопр.: отнош. знан. к вере, осн. тезис – вера выше разума, осн. фил. вопр. – отнош. общ. к ед. Схол. – уч. вести длит. споры и лог. вывод. треб. док-ва, осн-сь на религ. текстах. 2 теч.: реализм (понятия сущ. реально, порожд. вещи.) и номинализм (пон. – назв., реальны лишь отдельные вещи).

Фома Аквинский – основ. католиц., ф-й сист. неотомизм. Ф утв., что вера нужна для ч-ка, т.к. чел ум огр., чтобы постичь мир, сотв. Богом, и Бога. Хр. догм. откр. только бож. уму и не м.б. доказ. силой ума чел, поэт. остается принять их на веру. Для укрепл. собств. веры ч-к мож. и долж. исп. все возможн. и способы своего ума – науку и ф-ю. К трад. гр. доброд.: мудр., муж-во, умерен-ть и справедл., он доб. ещё 3 христ.: Вера, Над., Люб.. Смысл жизни в счастье, а счастье в позн. Бога.

11) Схоластика. Её метод и основные проблемы. Спор об универсалях.

Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено. Господствующей идеологией стала религиозная. Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ, а с середины 12в.и основание первых университетов поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена. При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам

12 ) Философия Фомы Аквинского.

Одним из наиб.Выдающ. представителей зрелой С., монах Фома Аквинский. У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома поним. хрис-го Бога. Различая бытие и сущность, Фома не противопос. их, а подчерк. их общий корень.Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности.

Фома приводит пять доказательств сущ.Бога: 1)"движение". Всякая вещь движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта другая — под действием третьей и т.д. После не может быть бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Предполагалось; это и есть Бог. 2)"причина" и "следствие". Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д. (модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог. 3)"случайность" и "необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть. Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и единственная Необходимость и есть Бог.4)"совершенство", что напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Ве­щ отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Бог.5)"целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим, а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало быть, у каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 666 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...