Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм



Первые фил. темы появл. в Китае в 7-8вв. до н.э. Осн. направл. явл. даосизм, конфуцианство и л егизм. Характ. для кит. м-я было:

1) восприятие своей страны как центра сущ. мира; 2) поним. истор. проц. и отдельных событий как циклич. проц.; 3) в кач-ве высш. ценности кит. м-я выступ. небо, от кот. зав. судьбы людей и народов; 4) воспр. мира как ед. целого; 5) консерватизм; 6) осозн. силы коллект. и беспомощности отдельного ч-ка в противост. природн. силам; 7) уважение гос-ва; 8) распростр. в общ. вертик. связей, основу кот. составл. принципы власти и подчин.; 9) поним. жизни как жизни духа в телесной оболочке; 10) предпочт. земной жизни загробной; 11) воспр. потусторон. сил как реально сущ.; 12)уважение к родителям и почитание предков.

Центр. место в ф. Кит. явл. проблема ч-ка. Ч-к явл. сгустком 3-х видов косм. энергии: Цзии (эн. зарожд. всего сущего, семя жизни), Ци (матер.-дух. эн., кот явл. строит. материалом длявсего сущего, подразд. на вещ. и дух.), Шинь (неистреб. дух. эн. ч-ка, кот. не исчезает после его смерти). Кит. ф-я выделяет 2-а вида секс. эн. – Инь и Янь (муж. и жен. эн). Все делится на муж.(активн. – солнце, небо) и жен.(пассивн. – земля, луна) нач. В осн.. сущ. жив. и нежив. природы лежит ед. и борьба Инь и Янь. Восприят. ч-ка в Кит. ф-и имеет ряд особен.: 1) отсчет ч-й жизни нач. с момента зачатия; 2) ч-к не исключ. из общ. после смерти; 3)ч-к должен ценить земн. жизнь, всячески продлевая ее (поддерж. в чистоте эн. Ци – отказ от злых помыслов, уваж. старш., прав. расп. мебели в жил., работа над душ. и тел., служ.ение обществу). Мир возник из гиганта Пань-Гу.

Даосизм (Лао Цзы) – уч., пыт. объясн. основы окр. мира и найти путь, кот. должны след. космос, прир. и ч-к. Осн. понятия – Дао (универс. закон сущ. мира, субст., из кот. произошел мир), Дэ (эн., благод. кот. первоначало Дао преобр. в окруж. мир).

Конфуцианство (Кон Фу Цин). Небо – высш. сила и ценность, кот. следит за справедл. на земле. Уч. Конф. осн. на 3-х правилах: 1) взаимность (золот. прав. - «на делай др. того, чего не жел. себе»); 2) золот. середина – в своих поступках будь между сдержанностью и осторожностью; 3) человеколюбие («жить в общ. и для общ.»).

Легизм – школа законников. Осн. вопрос – «как управл. общ-м.?». Л. выступ. за то, чтобы управл. общ. путем гос. насилия (правовое принужд., наказание, страх, смертная казнь). Осн. принципы: 1) ч-к первонач. облад. злой природ.; 2) эгоизм – движ. сила чел поступков; 3) закон и наказ. – равны для всех.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...