Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1) Два подхода представления развития в теоретическом мышлении.
2) Диалектика.
3) Синергетика.
4) Соотношение между ними.
1) Представление процесса развития – дело сложное и реализуется в разных версиях. Единого подхода представления в теоретическом мышлении нет. Однако эта проблема по-прежнему актуальна, так как постнеклассическая наука имеет дело с развивающимися объектами. Исторически первой моделью развития в теоретическом мышлении является диалектика.
2) Диалектика – философская концепция развития, метод философского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, развивающийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны.
До немецкой классической философии теории развития нет, есть только некоторые модельные представления. Высшая точка развития диалектики – материалистическая диалектика. Диалектика нацелена на познание равновесных процессов, акцентирует внимание на проблемах устойчивости, данности, завершенности. Диалектика вырабатывает понятийный аппарат, ориентированный на познание.
Историческая развертка:
Античность.
Гераклит. “Весь мир рождается в огне, из него происходит, в огонь и уходит”. Развитие здесь – закономерный процесс (развитие природы).
Далее классическая философия античности, испытывающая интерес не только к природе, но и к человеку, к миру его субъективности.
Сократ: диалектика — это искусство диалога, в котором рождается истина.
Аристотель: выработка категориального аппарата, который дает возможность представить модель развития.
19 в. – немецкая классика.
Кант: его интерес был сосредоточен на познании мира человеком. Он заметил, что разум, выходящий за рамки формальной логики наталкивается на противоречия (напр. с помощью логических средств можно доказать как существование, так и несуществование Бога; для одних и тех же объектов характерны свойства конечного и бесконечного); он признавал непознаваемость мира; идея противоречивости познания и мира, скрытого за этим процессом, идея противоречивости сущего.
Гегель: все формы бытия – развертка единого начала – Абсолютного духа; полагал мир как развивающуюся реальность в процессе познания, сформулировал диалектику как метод познания, который можно применять к исследованию любых объектов.
Постклассика: Здесь также попытка представить теорию развития, но в основе этого процесса некие иррациональные рассматриваются начала. Шопенгауэр (иррациональное начало диалектики - воля), Кьеркегор (индивидуальность отдельного человека), Ницше (воля к влати).
Вт. Половина 19 в. – конец 19 в. – материалистическая диалектика (Маркс).
Принципы материалистической диалектики. В первую очередь те принципы, которые отличают диалектическое видение мира от метафизического. Это принципы связи и развития. Плюс ещё один принцип — принцип материального единства мира. Единство движения и материи.
Далее основные законы, которые должны в процессе развития зафиксировать самые важные моменты и ответить на самые важные вопросы. Это вопросы источника развития, механизм развития, направленность развития.
ü Источник развития содержится в законе единства и борьбы противоположностей. Тогда в качестве источника выступают внутренние противоречия. Развитие сквозь призму этого закона предстает как разрешение противоречий и возникновение новых.
ü Механизм прописан в законе перехода количественных изменений в качественные. Постепенные незаметные количественные изменения накапливаются, переходят границу меры и скачком переводят нас в новое качество.
ü Направленность развития. Эта проблематика отражена в содержании закона отрицания отрицания. Сочетание поступательности и цикличности, а точнее возращение в исходное положение, но на качественно новой основе. Развитие носит спиралеобразный характер.
20 в. – диалектизируется наука в целом.
Социально-критическая стратегия. Основная проблема, с которой он столкнулся — проблема существования человека в условиях репрессивных социальных практик, проблема отчуждения. Речь идет о необходимости изменения социального бытия. Изменение предстает как разрешение противоречий согласно идее диалектики. (Адорна, Маркузе, Хайдегер).
Экзистенциально-психологическая стратегия (Сартр в первую очередь).
То же самое, идея революционного обновления, но это обновление видится в рамках свободы, выбора и ответственности. Человек сиюминутно выбирает себя, человек — не законченный проект, человек постоянно выбирает бытие, этот бесконечный выбор и есть его свобода. Выбор сопряжен с ответственностью. Разрешение постоянно возникающих в человеке внутренних противоречий. В разработке социально-феноменологической стратегии.
Постмодерн. Отсутствие попыток каких-либо теоретических построений. Теряется основную характеристику развития — закономерность изменений.
3) Процессы развития моделирует и специальное научное знание. Наука открывает для себя идею развития, когда начинает изучать развивающиеся объекты. Эти идеи первоначально возникают в биологии (дарвинизм). Постепенно наука, в частности физика, переходит к изучению неравновесных процессов. Возникает синергетика.
Синергетика – междисциплинарное направление научного исследования, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.
Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.
Это понятие ввел Ричард Фуллер.
Синергетика исследует процессы самоорганизации в различных системах. Под самоорганизацией понимаются явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия. Когда система достигает особого критического состояния (т.н. точки бифуркации), ее поведение делается неустойчивым и под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуации – спонтанные отклонения) может радикально измениться. В этот переломный момент нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы: перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры. Также в синергетика вводится определение аттрактора. Это относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество траекторий системы, определяемых разными начальными условиями.
Основные моменты:
Все системы природы
ü динамически стабильные;
ü адаптируются;
ü эволюционирующие;
ü свойства целого не есть сумма свойств составляющих;
ü развитие всех систем подчиняется аппарату синергетики;
ü чувствительность (в неравновесных состояниях системаобращает внимание на те воздействия из вне, на которые в другом состоянии она не обратила бы внимание);
ü изменение порядка системы происходит за счет флуктуаций – отклонений, которые накапливаются в системе и приводят к разрушению;
ü все неравновесные системы способны к сдвигу, флуктуации и выходу на новый уровень.
Формирование синергетики связывают с именами Г. Хакена, И.Р. Пригожина, СП. Курдюмова. Концептуальное пространство этой новой междисциплинарной области научных исследований включает в себя такие понятия, как аттракторы, бифуркации, и др. Их использование позволило существенно расширить и конкретизировать научные представления о процессах самоорганизации сложных системных объектов различной природы, а также об их эволюционной динамике под воздействием разнообразных факторов внешней среды.
Идеи синергетики используются в решении разных проблем. Трудно найти отрасль знаний, где бы ни привлекался категориальный или математический аппарат синергетики. Современная научная картина мира — синергетическая. Возникает так называемая нелинейная методология. Климатические изменения прогнозируются с использованием синергетических подходов. Синергетика вполне оправданно претендует на статус теории развития.
4) Первый вариант — они дополняют друг друга. Второй вариант — рассмотрение диалектики как частного случая синергетики (концептуальные аппараты не пересекаются, как установить соответствие). Следующий возможный аппарат — новая теория развития, которая отталкивается в данном случае и от диалектики с её основными подходами (принцип связи, принцип развития, материальное единство мира, внутренняя противоречивость объекта), и от синергетики, в частности обновление понятийного аппарата. Задача выстраивания этого понятийного аппарата. Пока он замещается понятийным аппаратом синергетики.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5586 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!