Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.
|
|
В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.
|
Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.
|
Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.
|
Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
|
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
|
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
|
Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.
Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.Принципы диалектики:1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движениеидет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этихизменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было быабсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимнообусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.Главный источник движения- внутренние противоречия.Принципы метафизики:1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклическипроисходящие изменения не изменяют качество.2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними естьсвязь, то эта связь - внешняя.3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главныйисточник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)