Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская философия о диалектике как общей теории развития



Статус диалектики в марксистской философии весьма высок. Впервые было достигнуто органическое единение диалектики с материализмом. Для того, чтобы понять и по достоинству оценить это единение, осуществленное К. Марксом и Ф. Энгельсом, необходимо отрешиться от упрощенного взгляда, приверженцы которого утверждают, что они «взяли» диалектику у Гегеля и соединили ее с материализмом Фейербаха. Это абсолютно вульгарная идея. На самом же деле классики диалектического материализма осуществили взаимопроникновение диалектики в естественнонаучный материализм, а научного материализма - в диалектику. Марксистская философия рассматривает диалектику (объективную и субъективную) как целостное развитие природы, общества и мышления и как субъективное отражение объективной диалектики человеческим разумом, теорией познания. Развивающийся мир при этом предстает как диалектическое осмысление абсолютного и относительного, чувственного и рационального моментов в его познании. На базе гегелевской диалектики философия марксизма выработала принципы, законы и категории диалектики материалистической. «Диалектика Гегеля, - писал К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», - это диалектика духа, мышления, движения мыслей» [18].

Диалектика является проблемой многовековых раздумий и дискуссий философов о развитии в природе и обществе. Формулировке диалектического принципа развития предшествовал долгий и непростой путь в истории философской мысли, в становлении и совершенствовании научных методов познания. Источник изменения и развития идеалисты, например, видели в природе человеческого мышления. Целое тысячелетие в философии и конкретных науках господствовал аристотелевский запрет на поиск внутренних противоречий в самих вещах и явлениях. В подготовке диалектической концепции развития огромную роль сыграли космогоническая гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы, эволюционная теория Ламарка, но особенно - теория Дарвина. В итоге сформировалась философия материалистического понимания истории. Вся глубина разработки материалистической диалектики была заложена в труде К. Маркса «Капитал», в котором отчетливо просматриваются два основных подхода к данной теории:

а) познание законов развития капиталистического общества;

б) материалистическое осмысление человеческой истории.

Становление же диалектики как учения о развитии происходило наиболее интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в философии И. Канта и Г. Гегеля. Диалектика, по Гегелю, представляет собой подлинную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Она есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя отрицает. Можно считать, что диалектика - это движущая сила всякого научного развертывания мысли, представляющая собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Поэтому совершенно справедлива оценка Ф. Энгельса: великая заслуга Гегеля состоит в том, «что [он] впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее» [19].





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 914 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...