Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль и значение ценностей в системе общественных отношений



Человеческая жизнедеятельность всегда была и остается ориентированной Этому способствуют ее ценности, которые служат своеобразным образцом, который требует от человека конкретных действий в конкретном направлении

Одним из первых проблему ценности исследовал Сократ пришел к выводу, что между тем, кем человек является и тем, что она о себе думает, разница есть между существующими установками человека и сформулированными Циля ямы (оценкам поведения) имеет место несовпадение Платон видел в идеях лучше, а значит и самое ценное Идея, как прообраз конкретных вещей, предметов обеспечивает человеку благо как единство истины, красоты и степени достижения блага Платон считал вершиной смысла человеческой жизни, высоким в иерархии цинностеостей.

Значительный вклад в формирование категории \"ценность\" сделали философы Нового времени Например, ФБекон ассоциировал знания с ценностью, мудростью, властью, силой Другие мыслители той эпохи (ТГоббс, ДжЛокк, БСпиноза а ГЛейбниц) рассматривали ценности в контексте эмоционально-волевых действий, объединяющие понимание И констатацию ценностей с переживаниями, желаниями, велениями тощ, веліннями тощо.

Рациональная философия XVIII - XIX вв (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и другие) тоже существенно повлияла на утверждение и углубление теоретических положений о ценностях И все же, исследования природы и сущности ценностей не стали еще определенным приоритетом Высоко оценивая роль знаний, идей, человеческую направленность на достижение истины, вслед за Гегелем они утверждали, что разумная деятельность является истинной, а и стинна разумность - высшая ценностьсть.

Философия неокантианства (ГРиккерт, ВВиндельбанд) усилила интерес к исследованию ценностей, наделяя их трансцендентальным содержанием (над временным, вне исторического, обще значимым), что отличало ди ияльнисть человека от тех процессов, которые происходят в природе По их мнению, ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего конструируется мир научного познания и культуры Они за обеспечивают возможность правильного мышления, хотя и не являются самостоятельными предметами и не возникают в процессе их осмысления или при толковании их значение Риккерт считал ценности вечными и универсальными, а задача философии видел в выработана чистой теории ценностей и выявлении единства между последними и действительностью МВебер рассматривал ценности как исторические явления, определяющие эпоху Меняется эпоха - изменений юються И ценности: одни теряют свою силу, другие - приобретают Все они влияют не только на познание и оценку явлений, но и на нормы взаимоотношений между людьми и на устройство обществспільства.

Исследуя ценности, современная философия исходит из того, что их природа как бы раздваивается С одной стороны, в ней имеет место объективное знание (истина), с другой - человеческий (субъективный) интерес сущего ость истины в диалектическом сочетании объективного и субъективного, реального знания об объекте в сочетании с человеческими потребностями и интересамми.

Под ценностью понимают определенность того или иного объекта, который имеет значение для человека (общества) Только для человека, как разумного существа, объекты мира имеют определенное значение Субъект придает им особо ивого смысла, освящая их общественными традициями и обычаями, нормами добра и зла, художественными предпочтениями красоты, прекрасного и низкого, религиозными верованиями и безверием, социально-политическим розу минное равенства, справедливости или неравенством и несправедливостью Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются и познаются субъектом, но и наделяются определенной ценностью, вследствие чего люди ни формируются (оказываются) различные чувств и эмоцийції.

Проявления удовлетворение или неудовлетворение формируют чувство вкуса (приятное, прекрасное или - наоборот) В одном случае оценивания происходит через категорию \"добро\", в другом - через \"прекрасное\" Объект получил ет ценности не только благодаря его объективно-утилитарным свойствам, но и - нашему отношению к нему, интегрируется в комплексе восприятий этих свойств и в особенностях наших вкусов Как пидкрес лював ИКант, \"приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он видит объективную ценность\" 1Таким ч ином, ценность является субъективно-объективная реальность суб'єктивно-об'єктивною реальністю.

Следует отметить, что наши восприятия, чувство вкуса в значительной степени зависят не только от физиологических качеств нашего организма, но и от уровня нашей культуры (образованности, воспитанности и т.п.)

Любой объект, вовлечен в сферу жизни или созданный человеком, имеет двойное бытие: кроме физического (материального) еще и общественное (социальное), поскольку выполняет исторически закрепленную за ним функцию, а отсюда - имеет общественную ценность Например, скульптура - это не просто камень, глина, мрамор или бронза, а объект, созерцая который люди получают определенное наслаждение (ценность) Поэтому последняя всегда и везде в иражае общественную сущность бытия объектов материального и духовного мира И если что-то является ценностью для человека, то это означает, что оно включено в условия общественной жизни, выполняет определенные функции в взаемовид носин с природой или социумамом.

Человек, исходя из своих потребностей и интересов, всегда должным оценивает то, с чем имеет дело Поскольку все поддается оценке (в том числе и сам человек), наше отношение к миру всегда является оценочным Ответить отно оценка может более-менее верно отражать предмет (процесс или явление) не соответствовать объекту, приобретая различных значений Получение истинной информации неразрывно связано с ценностями познания особенно научного Отсюда, в нашем мировоззрении научное познание и ценностное отношение к миру находятся в неразрывном единстве, обусловливая друг друганого.

Несмотря на достаточное дослидженнисть проблемы ценностей, в философии и по настоящее время не создано общепринятой классификации Наверное потому, что сама ценность является категорией универсальной, динамичной, минл ливо Один и тот же объект в разных отношениях, в понимании разных людей приобретает различных ценностей Отсюда следует, что ценность это такой феномен, который высвечивается для каждого человека, каждой эпохи по-своему объемєму.

Каждая ценность - это факт культуры Соответственно и весь имеющийся ареал ценностей разделяют на материальные и духовные Первые проявляются через сознательно оценены, положительные значения и отношения (отношения) су убьекта к объекту В этом смысле орудия производства, техника и технологии приобретают значений, свойств - то есть ценностей, поскольку в них реально и потенциально заложены возможности развития человечества К ним следует отнести организацию, культуру труда и само производство (навыки, приемы, методы, способности производственной деятельностисті).

Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д. Вещи и предметы домашнего обихода, быта тоже составляют весомую долю материальных ценностей В ны их заложено производственный опыт всех поколений Они имеют не только утилитарное значение, а часто и художественную и эстетическую ценность Например, кубок или бокал - это не просто предметы для питья, но и произведение кул ьтуры, эстетического наслаждения, образец художественного мастерства и т.д. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д. Все это представляет ценность гуманитарно-оздоровительное значениеачення.

Материальные ценности в отношении субъекта (ов) могут терять себя в стоимости, но оставаться ценностями Кроме того, бытие ценностей постоянно заставляет человека к постоянному их воспроизведения

Второй составляющей является духовные ценности Это \"объекты\", созданные сознанием (человеческим духом) К ним относят различные концепции, произведения искусства, системы образования, воспитания и обучения, сама информация, агитации ия и пропаганда, а также познавательная, нравственная, эстетическая, научная, религиозная деятельности и способы и формы их материального воплощения (музеи, библиотеки, салоны, выставки, вузы и др.) Важное место в жизни занимают: вера, надежда, любовь, нравственность и т.п. В совокупности духовных ценностей выделяют и человеческие взаимоотношения: взаимное, гуманность, дружбу, любовь и такое ихання і таке ін.

Итак, духовные \"объекты\" также представляют свою ценность Бесспорно, этот процесс то усиливается, то притупляется в зависимости от уровня развития личности, ее интеллекта и общей культуры В одном случае ценностное нагрузки объектов духовной культуры на человека растет и приобретает определяющее значение, в другом - нет Но в любом случае духовные ценности существуют и играют в життедияль ности важную ролл важливу роль.

Любые ценности можно классифицировать согласно их носителей В этом смысле их разделяют на: индивидуальные (личностные), групповые (коллективные), классовые, общественные и общечеловеческие Определяющая роль отводиться общечеловеческой им.

Ценности можно классифицировать и по формационной или цивилизационной признакам В этом случае рассматривают ценности первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций а или ценности древнеегипетской, давньовавилонськои, древнеиндийской, древнекитайской цивилизаций или цивилизаций инков, ацтеков, майя и других Рассматривая цивилизацию как социокультурный пласт, мы вых одим непосредственно на материальные или духовные ценности определенной цивилизацийії.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 544 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...