Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия о бессмертии



Бессмертие — это чисто человеческий феномен, т. к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. С древности в рели­гии и философии возникла идея бессмертия, но бессмертие пони­малось различно.

В греческой религии достигнуть бессмертия — значит стать Богом. Бессмертие — есть проявление в человеке божественного начала, только оно и бессмертно. Бессмертны лишь герои, полубоги, а не обыкновенные люди. Древнегреческие философы смотрели на проблему смерти-бессмертия своеобразно. Так, Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса: «Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды рождается воздух, из смерти воз­духа — огонь, и наоборот». В этот круговорот он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как един­ство противоположностей. Душа человека есть огонь. В человеке есть Бог. Индивидуального бессмертия нет, есть лишь универсаль­ный огонь. Бессмертно общее, а не индивидуальное.

Философ Платон защищал возможность бессмертия на том ос­новании, что душа имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. По­этому идея бессмертия души греческого происхождения.

Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души.

В христианстве бессмертие пони­мается как жизнь вечная через воскресение человека как целост­ной личности. Гарантией возможности такого воскресения являет­ся воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бес­численное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает чело­веку бессмертие. Христианство говорит не столько об естествен­ном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее.

Мусульмане признают существование бессмертия также через воскресение, после которого они предстанут перед Аллахом и ко­торый совершит высший суд. Аллах совершит приговор для направ­ления праведников и грешников соответственно в рай и ад на осно­ве представленной ему «записи» мыслей и дел каждого. Приорите­ты на этом суде будут расставлены в пользу торжества законов морали и разума.

Таким образом, было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христиан­ское учение о воскресении целостного человека. Спиритуалисти­ческое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в кос­мический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования, перевоплотиться в животных. В самой древней мировой религии буддизме бес­смертие — это не благо, а многочисленные перерождения для но­вых жизней (дхарм), несущие страдание, от которых человек не мо­жет спастись даже ценой самоубийства. Оно бессмысленно, ибо самоубийца после смерти снова родится и жизнь с ее страданиями продолжится. Уйти от страдания можно лишь выйдя из «круга су­ществования», достигнув нирваны. Буддизм указывает пути осво­бождения от мук перевоплощения. Бессмертие в буддизме — не только отрицание смерти, но и отрицание жизни. И все-таки уход в Нирвану, представляющую собой состояние вечного мира, покоя и блаженства, в определенном отношении является бессмертием.

Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личнос­ти, и идеалистическое учение также не означает бессмертия лично­сти, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Только хрис­тианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.

Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожи­тых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества.

Биологически, генетически бессмертие понимается как наследо­вание в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем Франс сказал «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди пе­редают своим потомкам и свои способности в виде задатков, кото­рые развиваются в способности при благоприятных условиях.

Третий вид бессмертия — это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разроз­ненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненно­го творчества человека. Создание выдающегося произведения ли­тературы или искусства, научные открытия, проявления полковод­ческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортив­ный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются на­вечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим отно­сись, как к живым, т. е. помни всегда о смерти как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Человек бессмертен и вечен как духовное существо только тогда, когда он чувствует себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...