Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни



Ценностьэто понятие, используемое в философии и социо­логии, указывающее на отношение человека к культурно значи­мым в его жизни явлениям, что воплощают в себе общественные идеалы и выступают как эталон должного. Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии.

В античной философии основными ценностями считались доб­ро и справедливость. Так, Аристотель делил ценности на абсолют­ные (человек, добро, справедливость, мужество и др.) и относитель­ные — в зависимости от пола, возраста, характера и т. д. Средневе­ковыми ценностями были такие религиозные ценности как благоче­стие, достижение божественной истины и др.

Эпоха Возрождения отмечена ценностями и идеалами гуманизма.

Немецкий философ Кант обосновал, что высшей ценностью яв­ляется человек, которого необходимо рассматривать всегда как цель и никогда лишь как средство. Ценностями могут выступать и цели, стоящие перед человеком, либо значимые для него факторы. Великий немецкий философ Гегель делил ценности на экономичес­кие (те, что являются товаром) и духовные, связанные со свободою духа и не зависящие от конъюнктуры рынка.

В аксиологии как самостоятельной области философского со­знания в настоящее время выделилось несколько концепций:

■ натуралистический психологизм;

■ аксиологический трансцендентализм;

■ персоналистический онтологизм;

■ культурно-исторический релятивизм;

■ социологическая концепция.

Представитель натуралистического психологизма Дж. Дьюи (1859—1952) исходит из понимания ценностей как объективных фак­торов, способствующих удовлетворению биологических и психоло­гических потребностей человека.

В концепции аксиологического трансцендентализма (Г. Риккерт, 1863—1936) главными ценностями являются добро, истина, красота, имеющие самодостаточное значение и выступающие как цель це­лей, как идеал.

С точки зрения персоналистического онтологизма (Мейлет, 1874— 1928) ценности по своему характеру объективны. Они образуют основу личности. Переживание ценностей человеком (любви к Богу, жизни, другой личности и т. д.). Шелер трактует не как психический, а как космический акт.

Концепция культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, 1833—1911) обосновывает наличие множественности равноправных ценностных систем, которые характерны для того или иного исто­рического периода развития общества и народа.

Основатель социологической концепции ценностей М. Вебер (1804—1920) рассматривал ценности как нормы, имеющие опреде­ленную значимость для социального субъекта.

Все представленные выше концепции отражены в современной палитре взглядов на содержание понятия «ценности» и их природу. Одни, прагматики, рассматривают ценности как предметы, принося­щие пользу, а другие — как норму, третьи — как идеал, четвертые относят к ценностям все, что обладает значимостью для человека. Ценности личности образуют систему ее ценностных ори­ентации — элементов внутренней структуры личности, явля­ющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификации ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализа­ции ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей — на материальные и ду­ховные, по принципу иерархичности — на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, дос­тигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями фи­лософии и этики ненасилия являются милосердие, терпимость, вза­имопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицатель­ным ценностям — насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3855 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...