Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категория «Материя» в философии



Из всех форм бытия наиболее распространенной является ма­териальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реаль­ности, которую в философии принято обозначать с помощью кате­гории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокир-пичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск ос­новы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Были в древности разные гипотезы: вода - основа всех вещей (греческий философ Фалес); огонь - основа всего су­щего (Гераклит); в основе мира лежит не какое-то конкретное ве­щество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (гре-> ческий философ Анаксимандр); в основе мира лежит неделимая субстанция - атомы (Демокрит, Эпикур); Первооснова мира - это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные фило­софы).

Если в XVII веке под материей понимали вещество, то уже в XIX наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например, электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

В начале XX века было сформулировано: под материей пони­мается категория (т. е. философская абстракция) для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания (объек­тивная реальность), о каких-либо конкретных формах ее прояв­ления говорить бессмысленно, так как этих форм — бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мирдо есть познавать эту объек­тивную реальность.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объек­те предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в приро­де, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

■ материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, чело­век, общество — порождение материи; по утверждению ма­териалистов, материя первична и представляет собой налич­ное бытие;

■ объективно-идеалистический подход — материя объек­тивно существует, но является порождением (объективиза­цией) независимого первичного идеального (абсолютного) духа;

■ субъективно-идеалистический подход — материи как са­мостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективно­го (существующего только в виде сознания человека) духа;

■ позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке философии утвердился мате­риалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно ко-юрому материя есть объективная реальность и основа бытия, пер-нопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 484 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...