Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категория бытия в философии



Один из центральных разделов философии, изучающих пробле­му бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось имен­но с изучения проблемы бытия.

Содержание философской категории «бытие»:

■ окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

■ окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, ис­точник движения в самом себе;

■ природа, общество, человек, мысли, идеи существуют, но раз­личаются по способам и формам своего существования. Они образуют целостное единство бесконечного мира, то есть они сосуществуют;

■ материя и сознание (дух) — единые, но в то же время проти­воположные сущности, реально существуют: и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстан­ции — самостоятельной сущности, которая для своего существова­ния не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — действительность (реальность). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование какого- либо предмета, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так ученый или инженер могут ясно представлять себе буду­щую установку, ее составные части, последовательность ее работы. Такой, пока лишь придуманный агрегат тем не менее существует, имеет место быть в сознании его создатели. Эти явления существу­ют, но не в объективной реальности, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те про­цессы и события, которые в нем происходят.

Мысли, образы, чувства и желания могут изменить всю жизнь человека и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее зна­чимыми, чем и материальные явления.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являю­щаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу сво­ей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.

Бытие — есть единство субъективной и объективной ре­альности. Человек и его мир — это точка пересечения субъек­тивной и объективной реальности. В этом смысле человек -центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.

Человек творит собственный мир (мир человека), создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, со­здает свою «историческую реальность». В процессе творения исторической реальности задействованы не только сознание чело­века, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке челове­ка. Таким образом, многообразие бытия включает объективную ре­альность, субъективную и историческую реальности.

Объективная Историческая Субъективная
реальность реальность реальность
1. Бытие вещей: 1. Бытие человека в Бытие духовного
естественных, мире вещей (идеального)
природных    
2. Бытие искусст- 2. Бытие человека в -Субъективиро-
венных вещей, мире идеи ванное духовное
созданных чело- 3. Бытие человека в бытие
веком мире людей - соци- - объективирован-
  альное бытие ное

Основными формами бытия являются:

материальное бытие — существование материальных (об­ладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие — существование идеального, духовного (сознания, мышления) как самостоятельной реальности;

человеческое бытие — существование человека как един­ства материального и духовного (идеального), бытие челове­ка самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в об­ществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого об­щества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небы­тие — полное отсутствие чего-либо. Предметы, явления окружающе­го мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небы­тия: еще не зачатые и не родившиеся люди, несозданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, фило­софская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на 3 вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?».

Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1917 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...