Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнометодология



Название данной перспективы происходит от слов этнос (люди, народ) и методология (наука о правилах) и обозначает <науку, исследующую правила повседневной жизни людей>. В этнометодологии речь идет о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности. Причем этнометодологи особенно подчеркивают тот факт, что описание социальной реальности тождественно ее конструированию.

Этнометодология разделяет идеи символического интеракционизма и феноменологической социологии. Она представляет собой такую разновидность понимающей социологии, которая сосредоточила свое внимание не на философских вопросах бытия и познания, делала феноменологическая социология, а на вполне конкретных данных этнографии и социальной антропологии, но также препарированных под своеобразным философским ракурсом. И хотя этнометодологи во главе со своим лидером Г.Гарфинкелем не задавались глубокомысленным вопросом о том, что есть реальность, они с не меньшим философским упорством пытались выяснить, при каких обстоятельствах и почему мы считаем вещи реальными, действительно существующими. Иными словами, во главу угла они поставили проблему расколдовывания структуры повседневной реальности и способов, какими мы, простые люди, творим ее в своей ежедневной жизнедеятельности.

Как известно, методы этнографии и культурной антропологии были сформированы с учетом специфики изучаемого объекта - быта и образа жизни примитивных племен, среди которых ученые проводили полевые исследования. Так продолжалось более 100 лет, пока в 1967 г. Г. Гарфинкель, написавший книгу <Исследования по этнометодологии>, не попытался перенести в современное цивилизованное общество процедуры, применявшиеся антропологами при изучении примитивных культур.

В результате проблематичным стало то, что ни у кого и никогда не вызывало никакого сомнения. Сотни лет ученые считали, что нужно изучать те процессы и структуры, которые существуют в социальной реальности и обусловлены ею. Действительно, манеры поведения, язык, форму одежды, образ жизни любого человека, скажем инженера или предпринимателя, определяются его социальным, в частности классовым, положением, т.е. социальной реальностью. Но Г. Гарфинкель подставил под сомнение самую социальную реальность. С этой целью он перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью. Если обычно социолог стремится задавать простые и понятные респонденту вопросы, чтобы получить четкую и ясную информацию о том, где он, к примеру, проводит свой досуг или какие газеты читает, то необычный социолог Гарфинкель <намеренно> ставил опрашиваемых в тупик, задавая <дурацкие> вопросы. Однажды он спросил юношей, почему они придерживают дверь, пропуская вперед девушку. Большинство из них сослалось на правила вежливости. Но Гарфинкель заметил, что двери почему-то придерживают также перед пожилыми людьми, инвалидами и детьми. В этом случае этикет учтивости не действует - этим категориям населения помогают потому, что они беспомощны. Возможно, здесь действует какая-то иная социальная причина, нежели в первом случае. Задача этнометодолога - проникнуть за уровень поверхностного впечатления и выяснить глубинные механизмы формирования социальной реальности. Может оказаться, что юноша, придерживающий перед девушкой дверь, только прикрывается этикетом вежливости, отвечая на вопрос анкетера, а на самом деле, в глубине своего подсознания, автоматически зачисляет ее в разряд беспомощных людей. В таком случае его действия мотивированы ощущением превосходства сильного пола над слабым, заложившим фундамент патриархата. Правда, причиной поступка могут быть мотивы ухаживания юноши за девушкой, поскольку и во множестве других ситуаций, например подавая женщине пальто, мужчина делает то, что он не сделал бы по отношению к другому мужчине. Г. Галфинкель не единожды ставил респондентов в экстремальные условия, стремясь разрушить привычные стереотипы, заглянуть за горизонт повседневности, выявив лежащие за ними фундаментальные структуры сознания и поведения людей.

Метод провоцирования и разрушения привычных структур повседневности, несомненно, расширил горизонт познания в гуманитарных науках. Он выходит за рамки привычных анкетных опросов, свойственных традиционной социальной науке (не только социологии, но антропологии, психологии, экономики, социальной психологии).

Лекция

Основоположник – амер. социолог Г.Гарфинкель. Родился 29 окт. 1917г. в семье бизнесмена. Сын помогал отцу и учился в экономическом колледже, где большинство учителей являлись выпускниками Колумбийского университета. Они то и пробудили у него интерес к социологии. Поступает в ун-т Сев. Каролины, где изучает теорию и историю социологии. Призван на военную службу. В Гарвордском ун-те проявляет интерес к эмпир.иссл-ям социального взаимодействия, которые участниками не осознаются. Изучает лидерство в «замкнутых пространствах» – на лодках, в самолетах и т.д. Публикует книгу «Исследования по этнометодологии» (сборник ст. за 12 лет).

Этнометодология занимает среднее положение между символическим интеракционизмом и феноменологие.

Этнометодология – это учение о том, как поступают народы, когда они живут своей социальной жизнью; социология повседневной (обыденной жизни); изучение методов, которыми люди создают порядок.

Социальный порядок- результат человеческих действий. Реальная деятельность зависит от нашего сознания и интерпретаций. Интерпретация – проблема субъективности.

Мелочи жизни, повседневность, обыденность – интересны. Повседневность связана с длительными процессами воспроизведения институтов. Можно изучать высокоорганизованные институты и культуру.

Социальная реальность не обладает объективными характеристиками. Общество тоже, но оно их обретает во время речевых взаимодействий, когда приписывает объективность реальности. Чтобы изучить участников взаимодействия, надо обратить свое внимание на то, как они говорят – двусмысленно, шутя и т.п. Затем, что сказано ими в соответствии с правилами. Говорению по правилу соответствуют модели - метафорич., ироническ., повеств-ая.

Этнометодологические исследования направлены на то, чтобы добраться до содержания и функций знания, получаемого при помощи здравого смысла. Объекты изучения этнометодолгии – речь, болтовня, разговор, коммуникативное действие. Речь, язык – играет роль ключа к пониманию тог, что лежит за разговором.

Этнометодология основывается на некоторых допущениях: 1) соц.взаимодействие не отождествляют с речевой коммуникацией, т.к. в социальном взаимодействии содержится больше информации, чем это выражается словами; 2) исследования не отождествляются с интерпретацией действий и речи собеседника; 3) в интерпретации они выделяют 2 слоя – слой понимания и слой разговора.

Люди на основе здравого смысла выполняют рутинные действия, которые часто не осознаются и не регулируются. Общее понимание индивидами социальной жизни может конструироваться изнутри. Социальный порядок представляет собой результат спонтанной активности людей, которые взаимодействуют на основе созданных правил в группе. Социальная структура воздействует на индивида через фоновые ожидания (социально-одобряемые установки на те или иные действия, которые могут не осознаваться, не анализироваться). Эти ожидания видимы, но не осознаваемы. Люди придают им личностный или рациональный смысл, что их деформирует и изменяет. Индивиды задают направления соц.взаимодействия и характер коммуникаций. Они являются латентными структурами и поэтому могут изучаться с помощью методов этнометодологии Гарфинкеля. Социальная жизнь представляет собой упорядоченность, благодаря тому, что люди активно заняты приданием смысла тому, что происходит в процессе взаимодействия.

Методы: 1) документальный метод (предполагает, что часть образца объекта и явления представляется как документ, который может дать определенную информацию о себе), в повседневной жизни люди сравнивают части образца для того, чтобы описать реальность – обрывистая речь говорит о том, что что-то случилось; 2) эксперимент (сознательное разрушение нормального хода соц.взаимодействия), суть – субъект и объект взаимосопряжены, т.к. коммуникация между людьми предполагает передачу скрытых смыслов и т.д., но они незамечаемы самими участникам («психотерапевт» и студенты).

Называются «гарфинкелинги». Фоновые ожидания могут быть выявлены с помощью индексаций (это то, что смысл явления, соц.взаимодействия индексирован в определенную ситуацию, он вытекает из контекста этой ситуации). Смысл соц.взаимодействия можно понять только в определенном локальном контексте. Под действием локальных контекстов можно понять латентные, глубинные смыслы высказываний и т.д.

Эти эксперименты могут объяснить, как структурируется мир; могут дать понять, что он хрупок и не может быть выражен через жесткие закономерности. В экспериментах используются магнитофон и видеокамеры –> детальный анализ, интерпретация и т.п. Изучают место и роль смеха (Джефферсон), аплодисментов (Херитадж) и др. Стыдливость и самоуверенность не всегда являются таковыми, а только в определенных ситуациях. Изучают также методы организации различных ситуаций (прием больных, посетителей и т.д.).

Критика классики: используют объективные методы; не дают адекватных представлений о соц.мире.

Ответ: не обращают внимание на соц.структуру и пренебрегают со.фактами; использует те методы, которые критикует и т.д.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...