Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы организации музыкальной деятельности в детском саду



Музыкальное воспитание и развитие детей зависит от форм организа­ции музыкальной деятельности детей (далее - ФОМДД), каждая из кото­рых обладает своими возможностями. К ФОМДД в ДОУ относятся заня­тия и музыка в повседневной жизни детского сада.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чув­ства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.

В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педа­гогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

На занятиях под руководством педагога ребёнок овладевает всеми ви­дами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические умения и навыки, учится играть на музыкальных инструментах. С помо­щью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать де­тей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, которые они будут применять в жизни.

Музыка в повседневной жизни детского сада как ФОМДД включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоя­тельной музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музы­кальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руко­водитель с помощью воспитателей.

В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнитель­ства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке.

Особенно ценными для музыкального развития детей являются раз­влечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть веду­щую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спек­такль).

К организации развлечений предъявляются определённые требования.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, тре­бующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спор­тивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества.

Праздник как ФОМДД объединяет в себе разные виды искусства, по­этому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстети­ческое отношение к окружающей действительности. Тематика праздни­ков определяется на этапе перспективного планирования. К составлению программы праздника следует подходить творчески, учитывая конкрет­ные условия детского сада, опыт педагогического коллектива. В подго­товке праздника принимает участие весь педагогический коллектив ДОУ. Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника. В программе праздника необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение взрослого и детского участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла де­тей. Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрослых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяется выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последо­вательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

Программа праздника не должна быть знакома ребятам целиком Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить детей. Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить удовольствие от выступления

Вопрос

ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.
Музыкальные занятия в зависимости от числа участвующих в них детей принято делить на несколько видов: индивидуальные музыкальные занятия; музыкальные занятия по подгруппам; фронтальные музыкальные занятия.
Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.
Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.
По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить:
• Типовые (или традиционные);
• Доминантные;
• Тематические.
Фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.
Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.)
Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.
В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений.
Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

36 вопрос

Самостоятельная музыкальная деятельность

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Изве стно, что склонность к музыкальной деятельности является важ нейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие - подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовыва-ют свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музы-кальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.
Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофонные и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.
Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.
Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настоль-но-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так в неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кро-ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей,по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).
Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых

37 вопрос

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Музыкальные занятия; Самостоятельная музыкальная деятельность; Музыка в повседневной жизни; Музыка на праздниках.

Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.)

Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога, при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах в сюжетно-ролевой игре и упражнениях автодидактического типа.

Ребенок должен прежде всего иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли проявить их в дальнейшем. Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения.

Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. [2, стр 172]

Руководство педагога, взрослого должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, показать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

38 вопрос

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

· Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 10200 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...