Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия как форма духовного освоения реальности. Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны



Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, у которого не было бы религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях объясняет эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческих позиций, принятых в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Ф. Энгельс рассматривал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством обожествления базовых социальных связей. З. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией. У.Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.

Структура религии включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, интегрирующая


1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии.
2. Генезис философского мировоззрения и его особенности.
3. Предмет, структура и социокультурные функции философии.
4. Становление и основные школы древнеиндийской философии.
5. Философские учения Древнего Китая.
6. Генезис античной философии. Досократическая философия.
7. Философия Платона.
8. Философия Аристотеля.
9. Философия эпохи эллинизма. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
10. Философия в системе средневековой культуры. Патристика и схоластика.
11. Особенности философской мысли эпохи Возрождения.
12. Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.
13. Философия эпохи Просвещения XVIII века.
14. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта.
15. Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.
16. Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
17. Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.
18. Особенности развития философской мысли Беларуси.
19. Марксистская философия.
20. Позитивистская философия: основные этапы и круг проблем.
21. Проблема человека в философии экзистенциализма.
22. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.
23. Философия постмодернизма.
24. Онтология как философское учение о бытии.
25. Категориальный аппарат онтологии: материя, пространство, время.
26. Диалектика как философская теория развития, ее законы и категории.
27. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.
28. Человек как предмет философского анализа.
29. Человек как биосоциальное существо. Соотношение биологического и социального в развитии человека.
30. Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.
31. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
32. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.
33. Проблема субъекта и объекта познания.
34. Структура и основные характеристики познавательного процесса.
35. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
36. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.
37. Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
38. Понятие социальной реальности. Общество как система.
39. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.
40. Феномен власти в жизни общества.
41. Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.
42. Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.
43. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.
44. Управление как фактор социальной динамики.
45. Понятие истории. Предмет и структура философии истории.
46. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
47. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
48. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества.
49. Понятие техники и технологии. Социальные последствия научно- технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
50. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
51. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.
52. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
53. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения к миру.
54. Религия как форма духовного освоения реальности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 760 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...