Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тоффлер. Третья волна



Кейнсианство и теории экономического роста, ставшие стратегией развития в 50-60-е годы ХХ века и продолжающие оставаться популярными и в наши дни, занимались поиском равновесия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике. Главным инструментом в достижении равновесия они считали рынок, регулируемый государством.

Ни кейнсианство, ни теории экономического роста не просчитывали будущее, интересуясь поиском равновесия лишь в настоящем и признавая приемлемыми для этого все средства. В этом отношении показательна знаменитая фраза Дж.М.Кейнса: “В долгосрочном периоде все мы покойники”.

Постиндустриализм — это влиятельное направление зарубежной гуманитарной мысли, представленное множеством однотипных теорий общественного развития. Это своеобразное сердце зарубежного сциентизма — тенденции в гуманитарном познании, абсолютизирующей роль научного опытного знания, точных наук (от лат. scientia — наука), в отличие от спекулятивизма, ориентированного на умозрительное знание по образу идеалистической философии (от лат.speculo — созерцаю).

Все постиндустриальные теории придерживаются сходной периодизации общественного развития, согласно которой развитые страны, благодаря НТР, приближаются к новой стадии. Ее название и есть название теории. Перечислим некоторые из этих теорий:

* постиндустриального общества (Д.Белл),

* нового индустриального общества (Дж.К.Гэлбрейт),

* зрелого индустриального общества (Р.Арон),

* сверхиндустриального, или общества “Третьей волны” (Э.Тоффлер),

* технотронного общества (З.Бжезинский),

* посткапиталистического общества (Р.Дарендорф),

* продвинутого индустриального общества (Г.Маркузе).

Разработка и пик популярности этих теорий приходится на 70-80-е годы. Сейчас на первый план выдвигается теория информационного общества (К.Кояма, И.Масуда), как более точно описывающая суть грядущего общества. Часто эти теории называют технократизмом, техноидиллиями и т.д. и т.п. Ими активно пользуется футурология.

Постиндустриальные теории опираются на принцип технологического детерминизма, считая определяющей, движущей силой общественного развития знания, науку, технику. Американский социолог Л.Уайт утверждает: “Социальные системы по своей действительной сущности — явления второго порядка и зависят от технических систем... Технология — независимая величина, социальная система — величина зависимая”.

На основе критерия знаний, науки, техники постиндустриальные теории делят историю общества на три стадии. Д.Белл описывает их таким образом. Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии газа, рыболовстве, лесной промышленности. Его главный ресурс — земля, главная фигура — землевладелец, воин. Индустриальное общество — в первую очередь обрабатывающее, в нем энергия и машинная технология используются для производства товаров. Его главный ресурс — капитал, главная фигура — предприниматель-капиталист. Постиндустриальное общество — это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями. Его главный ресурс — информация, главная фигура — ученый.

Как отмечает Э.Тоффлер, каждая стадия — это своего рода цивилизация. Каждая цивилизация существует в биосфере и оказывает на нее свое влияние, реагируя положительно или отрицательно на сочетание природных и людских ресурсов.

Переходы от одной цивилизации к другой Тоффлер образно называет “волнами”. Под первой волной Тоффлер подразумевает переход человечества от общества охотников и собирателей к аграрной цивилизации, под второй волной — переход от аграрного к современному индустриальному обществу. Мы являемся современниками третьей волны, она с каждым часом набирает силу. По мнению Тоффлера, третья волна радикально меняет направление развития индустриального общества, часто полностью отрицает то, что существовало прежде. Рождается новая цивилизация со своими собственными перечисленными выше признаками.

Рождение идет трудно, в разрушении институтов Второй волны. Растет преступность, распадается классическая нуклеарная семья, плохо функционирует надежный в прошлом бюрократический аппарат, трещит система медицинского обслуживания, образования, опасно колеблется промышленность. Упадок и разлад вокруг нас. Но именно в этом социальном распаде формируются ростки новой цивилизации. Как индустриальные общества включают в себя аграрные секторы экономики, так и постиндустриальное будет долгое время сосуществовать рядом с индустриальным. Новые черты накладываются на старые, стирая некоторые из них, но в целом усложняя структуру общества

За этими красивыми фасадами теоретики выделяют сущностные черты грядущего общества. По Д. Беллу, они следующие: 1) централизация теоретического знания, становящегося основой для изменений в производстве, 2) создание новой интеллектуальной технологии для решения экономических, инженерных, социальных проблем, 3) формирование класса производителей знания, информации, 4) переход доминанты от производства товаров к производству услуг.

Э.Тоффлер утверждает, что подобное общество, по его терминологии “общество Третьей волны”, не только реально, но и будет более упорядоченным, демократичным, безопасным. Его устойчивость будет базироваться на таких принципах, как диверсификация, демассификация, деконцентрация, децентрализация, сегментация, разнообразие и т.д. и т.п.

Цивилизация Третьей волны должна дать простор громадному разнообразию источников энергии. Ее техническая база будет более диверсифицированной, включающей в себя достижения биологии, генетики, электроники. Главным видом сырья, главным ресурсом нового общества будут знания, информация. Они-то и обеспечат разнообразие во всем.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...