Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цифровая обработка звуковых сигналов



Аналоговые ЗС в студийной аппаратной не только смешиваются друг с другом, но и видоизменяются регуляторами спектра и филь­трами с различной формой АЧХ, ревербераторами, прослушиваются с помощью громкоговорителей. Затраты на эти процессы связаны с не­обходимостью применения очень высоких по качеству и трудоемких в изготовлении усилителей, регуляторов спектра и фильтров, смеситель­ных устройств. Чем больше сигналов обрабатывается одновременно, тем труднее становится для оператора точное управление оборудовани­ем студийных аппаратных. В дальнейшем нельзя избежать ухудшения качества формируемых сигналов даже путем применения самых доро­гостоящих аналоговых устройств.

Цифровыми сигналами можно управлять с помощью компьютера. При этом каждый рабочий шаг в схеме программы можно заранее фик­сировать. После этого сигнал может быть прослушан для контроля, при необходимости откорректирован и позже окончательно выведен, напри­мер, для записи. Это не только значительно упрощает работу звукорежиссера, но и открывает новые возможности для редактирования фоно­грамм. С появлением цифровых устройств стало возможным так точно и комплексно (сложно) обрабатывать ЗС, как это невозможно было пред­ставить в аналоговой технологии. Качество старых аналоговых записей, содержащих шумы и другие помехи, можно существенно улучшить.

В основе реализации огромного числа современных алгоритмов об­работки цифровых ЗС лежит очень малое число элементарных опера­ций: сложение, вычитание, умножение, запаздывание. Их выполнение не вызывает трудностей. Для обработки цифровых ЗС имеются бы­стродействующие сигнальные процессоры. С помощью запаздывающих сигналов можно смоделировать процесс послезвучания (реверберации) в концертных залах. Этим возможностям поставлены границы, глав­ным образом, тем, что компьютеру нужно грамотно составить програм­му операций с сигналом. При единичных цифровых операциях сигналы произвольным образом не искажаются, не добавляются шумы квантова­ния, не появляются другие заметные на слух искажения. Число копий сигнала при цифровой записи практически не ограничено. К настоящему времени разработаны и широко применяются на практике цифровые пульты звукорежиссера, устройства для создания спецэффектов, цифровые ревербераторы, синтезаторы звука, звуковые процессоры, шумоподавители.

Цифровые пульты по сути дела являются специализированными ЭВМ. Они содержат блоки АЦП и ЦАП, арифметическо-логические устройства, процессоры, панели управления и индикации, накопители на гибких, жестких магнитных и оптических дисках. В качестве внешних устройств к пульту звукорежиссера через системную шину подключают цифровые магнитофоны и проигрыватели компакт-дисков, цифровые ревербераторы, устройства спецэффектов. Арифметическо-логическое устройство содержит регулятор формы АЧХ, ограничитель уровня, сжиматель и расширитель. Внешние устройства имеют интерфейсы для со­пряжения с процессором пульта. В состав пульта звукорежиссера вхо­дят также блоки формирования формата кода. устройство запоминания программ, селекторы сигналов и др.

Число программ обработки сигналов достигает несколько сотен Программы определяют регулировку уровня и изменение формы спектра ЗС как в целом, так и в каждом отдельном канале обработки, коммута­цию каналов в группы. Цифровые устройства обработки ЗС могут быть включены в любой последовательности и в любую точку звукового трак­та. Особенностью цифровых пультов является возможность запомина­ния положения всех органов управления, что позволяет без проблем вос­становить режим обработки сигнала в случае перерыва в работе звукоре­жиссера. В цифровых пультах имеется возможность обработки сигналов определенного вида по заранее разработанным программам. Это облег­чает труд звукорежиссеру и ускоряет технологический процесс при фор­мировании сигналов радиовещания и звукосопровождения телевидения.

Более подробно устройства для обработки ЗС на основе ЛЗ бы­ли рассмотрены в гл. 11.

Целый ряд ЗЭ основан на изменении тональности сигнала. Для транспозиции тона ЗС разделяется на достаточно короткие отрезки и далее осуществляется их временное компрессирование или экспандирование, а затем – рекомбинация. При этом тональность может быть сдвинута на какой-то интервал гармонического звукоряда. Так можно транспонируя мелодию, получать из записи голоса солиста многоголос­ное пение в различных регистрах и т.п. Высотой тона можно управлять от внешнего источника, в этом случае получается гармонайзер – устрой­ство, в котором мелодия модулируется речью, пением, может изменять­ся с изменением цвета освещения помещения и т.д.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...