Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия марксизма как диалектический материализм



Диалектический и исторический материализм возник как пря­мое продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными предпосылками возникновения философии марксизма существо­вали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй поло­вины XVIII — первой половины XIX века, особенно с философ­скими взглядами Гегеля и Фейербаха.

Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, пред­ставил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля в конеч­ном счете представляет собой результат самодвижения духа. Нуж­но было устранить это идеалистическое толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейер­бах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелев­ской философии, его диалектики.

Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восста­новленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике ге­гелевскую философию. В ходе этой критики они выделили глав­ное приобретение немецкой классической философии — диалекти­ку, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.

Философия, созданная К. Мар­ксом (1818—1883) при участии Ф. Энгельса (1820—1895), яв­ляется наследницей многих высших достижений европей­ской философской мысли, начи­ная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирова­ние их философских взглядов. Однако созданная Марксом фи­лософия существенно отличает­ся от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержа­тельное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «состав­ных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения и быстро меняющемся мире XIX—XX веков.

Марксистская философия возникла в середине XIX в.. Она бы­ла обусловлена промышленной революцией конца XVIII в., свя­занной с использованием пара в промышленности и на транспорте; развитием и усилением буржуазии, появлением нового класса -пролетариата, который жестоко эксплуатировался буржуазией. В Европе прошли буржуазные революции, но их победы не улуч­шили положения пролетариата, который неоднократно выступал против эксплуатации и бесправия. Но эти выступления были жес­токо подавлены.

Появление марксизма как идеологии пролетариата предопреде­лило развитие как естественных (открытие и обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарви­на, клеточной структуры вещества и т. д.), так и общественных на­ук (английская классическая политэкономия, немецкая классиче­ская философия и утопический социализм).

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) Увлечение неогегельянством, фейербахианством и революционным демокра­тизмом привело их на коммунистические позиции, к взаимному сближению и последующей совместной работе.

Основные направления исследований: сущность человека, от­ношение человека к миру, взаимоотношение людей, человек и об­щество, законы развития общества. В нашей стране и в других странах, осуществлявших социалистическое строительство, в тече­ние десятков лет учение и личности Маркса и Энгельса безмерно возвеличивали. А в 90-х гг. те же деятели, превозносившие Маркса и Энгельса, подвергли их труды столь же необъективной и необос­нованной критике. Тогда как выдающиеся представители фило­софской мысли XX в. давали марксизму более объективную оцен­ку. Макс Вебер оценил данное Марксом материалистическое понимание ис­тории как первый шаг в познании капитализма, как научное откры­тие. Он считал что многому у Маркса научился. В чем суть вклада К. Маркса в философию? Ф. Энгельс указывал на два основных открытия К. Маркса: а) открытие и обоснование прибавочной стоимости, б) материали­стическое понимание истории.

Суть теории прибавочной стоимости в следующем. Часть стои­мости товаров, производимых на капиталистических предприяти­ях, создается неоплаченным трудом наемных рабочих сверх стои­мости их рабочей силы и безвозмездно присваивается капитали­стом. По Марксу, это специфическая форма капиталистической эксплуатации работников.

Основной философский раздел марксизма - материалистиче­ское понимание истории. Сущность его сводится к распространению последовательного материализма на историю общества. Ины­ми словами, как в природе материя первична, а сознание вторично, производно, так и в обществе общественное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие определяет сознание.

Маркс и Энгельс вычленяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая последующая формация является более прогрессивной в области экономики, культуры, быта и других сторон человеческой жизни по сравнению с предыдущей. По мысли основоположников марксизма, силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты при­сваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытно­общинный строй - первая неантагонистическая формация. После­дующие три формации являются классовыми и антагонистически­ми. Капиталистическое общество - последняя антагонистическая формация. На смену ей должна прийти коммунистическая форма­ция, которая, по мысли Маркса и Энгельса, открывает подлинно человеческую историю. Переход от одной общественно-экономической формации к последующей осуществляется революцион­ным путем, т. е. путем насилия. Мера насилия зависит от силы со­противления свергаемого господствующего класса и строя. Воз­можность обратного движения общества Маркс и Энгельс допус­кали только в виде временного зигзага.

После победы социалистической революции неизбежен пере­ходный период от капитализма к коммунизму. На протяжении это­го периода для окончательного подавления сопротивления сверг­нутых классов необходима диктатура пролетариата. Сама комму­нистическая фармация должна состоять из двух фаз: а) социализм, б) коммунизм. Первая фаза опять же переходная с распределением материальных благ и духовных ценностей по труду. Вторая фаза -высший уровень производства и культуры, бесклассовое общество с распределением по потребностям.

В настоящее время формационный подход к истории К. Маркса и Ф. Энгельса подвергается критике. Ему противопоставляется цивилизационный подход. Суть его в том, что, во-первых, по мнению сторонников этого подхода, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. Во-вторых, ведущее место в общест­венном прогрессе принадлежит не экономике, а культуре в самом широком смысле этого слова. В-третьих, не меньшую, а в опреде­ленных случаях большую роль в общественном процессе играют не объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции - Кара-Мурза и другие утверждают, что в природе все происходит по объективным законам, а в обществе такие зако­ны не действуют. Это не ново. Такую позицию уже давно от­стаивали французские просветители и русские народники.

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса сложилось два направ­ления марксизма. Ведущими идеологами первого направления ста­ли Эдуард Бернштейн (1850-1932) и Карл Каутский (1854-1938) Ведущим идеологом второго был В. И. Ленин (1870-1924). Последователями Бернштейна и Каутского являются правые социал-де­мократические партии современности. Последователями Ленина -коммунистические партии.

Э. Бернштейн утверждал, что марксизм устарел и предлагал вернуться к философии Канта. Подверг критике всю систему мар­ксизма. Пытался опровергнуть теорию стоимости и обнищания масс. Выступал против пролетарской революции и диктатуры про­летариата, вообще против насилия и катастрофизма. Утверждал, что пролетарская революция может привести к хаосу и разруше­нию производительных сил, что пролетариат не способен органи­зовать производство. Отрицал возможность построения социализ­ма. Социализм, по его мнению, это только идеал. Отстаивал про­грамму постепенных реформ и компромиссов с целью улучшения положения рабочего класса под лозунгом: «Движение все - конеч­ная цель ничто».

Ведущий идеолог другого направления - ортодоксальный мар­ксист Владимир Ильич Ленин. Ленин вел решительную борьбу против Бернштейна, Каутского и их последователей. Он развивал теорию К. Маркса и Ф. Энгельса в плане ускорения пролетарской революции и ужесточения диктатуры пролетариата в условиях враждебного капиталистического окружения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...