Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиции и новаторство в поэзии Г.Лонгфелло



Лонгфелло Генри Водсворт (1807—1882) — американский поэт. Вырос в богатой буржуазной семье. Отец Л. был видным юристом и депутатом Конгресса. Еще молодым человеком Л. совершил два путешествия по Европе. По возвращении занял кафедру новых языков в Гарварде, которую не оставлял до 1854. Свою литературную деятельность начал двумя сентиментально-романтическими книгами путевых очерков («Outre Mer», 1833, и «Hyperion», 1839), заслужившими автору прозвище «ирвингианца». С конца 30-х гг. и до последних лет своей жизни Лонгфелло выпускает сборники стихов, обеспечивающие ему прочный успех в широких читательских кругах Америки и Англии.

Все произведения Лонгфелло можно разбить на три группы:

1) оригинальные стихотворения, медитативная лирика с сильным философско-дидактическим налетом («Voices of the Night» — «Голоса ночи», 1839; «Birds of Passage» — «Перелетные птицы», 1858; «The Seaside and the Fireside» — «У моря и у очага», 1849; «Flower de Luce» — «Ирис», 1867, и др.).

2) произведения, в разной степени связанные с образцами западноевропейской лит-ры. В некоторых из них Л. использовал сюжеты и черты общего колорита памятников средневековья («The spanish Student» — «Испанский студент», 1843; «The golden Legend» — «Золотая легенда» и др.), другие несут отпечаток непосредственного влияния поэзии англо-германских романтиков XIX в. («Ballads and other Poems» — «Баллады и поэмы», 1841 и др.); сюда же относятся 569многочисленные переводы Л., из которых самым значительным является перевод «Божественной комедии» Данте.

3) произведения, относящиеся к попыткам Л. создать национальный эпос («Evangeline», 1847; «The Courtship of Miles Standish» — «Сватовство Майльза Стэндиша», 1858; «The Song of Hiawatha» — «Песнь о Гайавате», 1855).

Лирика Лонгфелло была поэтическим выражением того умеренного оптимистического идеализма, который был разработан Эмерсоном под названием «трансцендентального индивидуализма». Евангелие давило на философию. Борьба против несправедливостей общественного строя подменялась проповедью нравственного совершенствования. Певец примирения с судьбой и тихих радостей домашнего очага, Л. дал ряд классических образцов прекраснодушно-мещанской лирики («Psalm of Life» — «Псалом жизни», «Footsteps of Angels» — «Поступь ангела», «Excelsior» — поэма беспредметного стремления ввысь и др.).

Особенно четко идеалы буржуазно-мещанского практицизма сформулированы Л. в стихотворении «The Building of the Ship» (Постройка корабля). Некоторые критики сравнивали исключительную буржуазную благонамеренность этого стихотворения с идеями глубоко мещанской «Песни о колоколе» Фр. Шиллера. Лонгфелло отразил идеологическую бескрылость буржуазной верхушки Сев. штатов. В конфликте Севера с рабовладельческим Югом Л. отражал то архиумеренное буржуазное течение, которое не шло дальше antislaver’изма. Характерным для этого течения произведением и явились «Песни о рабстве» (Poems of Slavery, 1842) Л. — единственная его дань antislaver’скому движению, — к-рые носят элегический характер 570и не содержат значительного социального протеста. Негры-рабы для Л. только объект сожаления и благочестивых пожеланий. Он славословит некую плантаторшу, добровольно освободившую своих рабов («The good part that shall not be taken away») и одновременно с этим приходит в ужас от одной мысли, что рабы могут взять в собственные руки дело своего освобождения. При этом возможное восстание рабов сравнивается с местью «бедного слепого Самсона» филистимлянам (см. стих. «The Warning» — «Предостережение»). — Протекционистски и патриотически настроенная буржуазия Сев. штатов стремилась обзавестись своей собственной национальной культурой. Осуществление этого стремления и составило задачу консервативной интеллигенции университетских городов. Л. был одним из апостолов этого движения и практическим его проводником. Механическое перенесение на американскую почву реквизита англо-немецкой романтической школы, противоестественный ренессанс не существовавших в Америке традиций средневековой лит-ры, импонировавший нац. снобизму буржуа, был в сущности проявлением того же стремления, которое в наивной форме выражали нажившиеся бутылочные фабриканты, скупая в Старом Свете оскудевшие дворянские замки с фамильными привидениями.

Некоторые из баллад Л. («The Skeleton in Armour» — «Скелет в кольчуге», «The Wreck of the „Hesperus“» — «Гибель „Гесперуса“») имели шумный успех.

Драматические произведения Л., разрабатывающие средневековые сюжеты, представляют очень малый художественный интерес. Чрезмерно свободное обращение с европейскими образцами дало повод двум видным критикам эпохи, Эдгару По и Маргарет Фуллер, обвинять Лонгфелло в плагиате. В общем, ничего особенно значительного в этой области Л. не сделал, однако его роль в ознакомлении американской читающей публики с европейской лит-рой значительна. Задачей, параллельной делу создания своей литературы «не хуже европейской», было воссоздание национального эпоса. Казалось, здесь возможности были ограничены самым фактом позднего появления колонистов на материке. «Евангелина» — пастораль в гекзаметрах, написанная под несомненным влиянием гётевского «Германа и Доротеи», — воспевала жизнь ранних французских поселенцев. «Сватовство Майльза Стэндиша» в тех же тонах идиллии говорило об англичанах.

Наиболее значительным опытом Лонгфелло в области эпоса была «Гайавата», эпическая поэма, построенная на материале индейского фольклора. Л. ставит героем Гайавату, полулегендарного индейского политического деятеля эпохи основания так называемой «лиги ирокезов», т. е. XV в., с целью довести повествование до появления белого человека и торжественно установить преемственность традиции в форме мирной капитуляции индейской идеологии перед христианством. В заключительной песне «Гайаваты» индейский вождь призывает своих соплеменников приветствовать старших братьев-белых, которые учат индейцев Христовой вере. В противоречии с исторической реальностью автор представляет дело так, будто «бледнолицие» несут индейцам счастье и знание и являются посланниками Владыки жизни, законными приемниками Гайаваты. Но Л. не говорит ничего о том, какую роль предстоит сыграть «бледнолицым» в уничтожении мира индейцев. Поэма завершается на том, что Г. отправляется в «царство вечной жизни» и завещает заботиться о белых гостях и «внимать их наставлениям».

Преобладают сентиментально-идиллические тона. Л. удалось художественно убедительно показать цельность картины вселенной, этические представления индейцев, метафоризм их мышления и речи. Сходство с эпическими поэмами древности усиливают типичные для народного эпоса повторы отдельных слов и целых строк.

Новое:

1) гражданские, общественные сюжеты

2) поиски в области крупной поэтической формы, слабо представленной в национальной поэтической традиции

3) Л. закладывает основы национальной литературы

Традиционное:

1) синтез европейских и национальных черт (как и у Ирвинга)

2) природа предстает одушевленной, даже очеловеченной (в традициях народного эпоса): звери, птицы наделены чел чертами.

3) тоска по прошлому – гармонии человека с природой (романтизм)

54. Поэзия Э.Дикинсон (1830 - 1886) Эмили Дикинсон (Dickinson) родилась в г.Амхерст, Массачусетс. Дочь видного юриста, позднее члена конгресса США. Образование и воспитание: домашнее + 3 года обучения в местной школе и женской семинарии, + много читает. Провела всю жизнь, почти безвыездно, в Амхерсте. Уединенность существования в кругу семьи → затворничество, болезненно усилились природная застенчивость и замкнутость, переписка постепенно становится единственной формой общения с людьми. Воспитана в строгих пуританских традициях, господствовавших в провинциальной Новой Англии, в житейском плане - подчинение воле сурового, деспотичного отца. Но! сумела рано выработать и до конца сохранить свой собственный независимый и оригинальный образ мыслей, скрытый от постороннего глаза духовный мир. Никто из домашних не знал (!!!), что Эмили пишет стихи, хотя в письма к друзьям иногда и вкладывалось стихотворение. Называла свои стихи «письмами к миру». Творчество: после смерти Дикинсон ее сестра обнаружила множество пачек листков и самодельных тетрадей со стихами. Оказалось, что ее поэтическое наследие составляет 1775 стихотворений, написанных за три с лишним десятилетия (при жизни были опубликованы только 3); наиболее плодотворный период - начало 60-х гг. В 1862г. Дикинсон послала несколько стихотворений литератору Т. Хиггинсону, обращение которого к молодым американским писателям появилось в "Атлантик мансли". Стихи сопровождались запиской, автор просила ответить: "...живет ли моя поэзия?.." → начало многолетней переписки между Дикинсон и Хиггинсоном. Х. - ее литературный наставник, первый критик. Единственная их встреча – Амхерст, 1870 г. Воспоминания Хиггинсона и письма к нему Дикинсон - ценный документ, приближающий к нам человеческий и творческий облик поэта. Первый небольшой сборник был издан посмертно по инициативе Хиггинсона и нескольких друзей в 1890 г. (Дикинсон умерла в 1886г. от обострения болезни почек и похоронена в ограде рядом с отцом и матерью). Сборник холодно встречен: современникам стихи казались небрежными, угловатыми, просто неумелыми, т.к. дерзкое своеобразие поэтической манеры Дикинсон не укладывалось в литературные каноны эпохи (редактор исправил все «шероховатости»). 1910-1920гг. - "поэтический Ренессанс", радикальные перемены в художественном сознании → творчество Дикинсон было воспринято как уникальное явление в истории американской литературы. 1950г. – 1-е аутентичное издание. Академическое собрание стихотворений Дикинсон было выпущено в 3 тт. Томасом Джонсоном в 1955 г. Он же в 1958 г. издал 3-томник ее писем. По-русски опубликован сборник стихотворений в переводе В. Марковой (1981). Особенности поэзии: 1. "Неправильный", т.е. свободный интонационный и синтаксический, строй, неточность (а нередко и отсутствие) рифмы, заменяемой ассонансами, прихотливая, зачастую "темная" ассоциативность и метафоричность, внутренняя интенсивность, которая держит стих как бы под током высокого напряжения, сближают творчество Дикинсон с поэзией XX в., но оно чужеродно Америке XIX века. 2. Увлеченность поэта английскими романтиками (о чем она сама говорит в одном из писем); воздействие теологии и эстетики кальвинизма; близость к мироощущению Р.У.Эмерсона и Г. Д. Торо с их "культом природы" (американский трансцендентализм). Но! через все философские и литературные наслоения - самобытная личность художника. 3. Глубокая религиозность Дикинсон не ортодоксальна, а скорее еретична (напр., с Небом она беседует по-домашнему, на равных, требовательно). 4. Широкий круг "вечных" тем: жизни и смерти, природы, любви, человеческих помыслов и судеб. Обо всем пишет сжато, энергично, афористично иногда с подчеркнутой, "наивной" простотой, иногда - "темно", зашифровано. 5. Бытие природы - сердцевина лирики Дикинсон, не созерцательно-ландшафтной, а дышащей горячим, пристальным, дружелюбным вниманием ко всему, что ее окружает, вплоть до пчелы и травинки. Окружающий мир полон тайн.6. Сочетание радостного чувства личной причастности ко всему живому с темой смерти, которая занимает огромное место в ее стихах. Но смерть в ее мироздании внушает не ужас, а лишь торжественную печаль. Почему это – основная тема?ü Родилась в семье кальвинистовü Трагические события личной жизни (любовь к женатому пастору Чарльзу Водсворту, многолетняя переписка с ним, он дважды приезжал к ней в Амхерст – это чуть ли не за 30 лет знакомства – офигеть!! L она очень страдала после его смерти в 1882 г)ü Дом, в котором она жила, - рядом с кладбищем7. Любовные стихи обнажают потаенный болезненный нерв поэзии Дикинсон: попытки пробить стену одиночества, фантастические надежды, жестокую горечь разочарований и утрат. Их разделяют на несколько групп:ü Осмысление любви как влесения полов, физические отношения (образы пчелы и цветка); вопросы: = можно ли говорить о мужской чести? = каково женщине после того, как мужчина получает желаемое? = почему предмет желания обесценивается? (короче, очень филосовские вопросы, по мнению Ганина)ü Страдания, которые дставляет женщине любовь, тоска без возлюбленного (стилистически это выражается в паузах, рваном ритме, перебивах), напр., в одном из стихов за возможность увидеть любимого готова отдать в каждой новой строке все больше и большеü Брак, замужество – поворотный момент в судьбе женщины (стихотворение “I am a wife”) 55. Поэтический космос У.Уитмена (1819 - 1892) Уолт Уитмен (Whitman), сознавая себя певцом и пророком Нового Света, стремился дать выражение лучшему, что несли в себе исторический опыт и характер американцев, мечтал представлять свою страну в будущем "интернациональном единении поэм и поэтов".При жизни известность Уитмена была сравнительно невелика, в поэзии США стоял одиноко, читателей и продолжателей по-настоящему нашел только в XX столетии. Среди наследников Уитмена - Э. Верхарн, П. Неруда, В. Маяковский и В. Хлебников. Социальной реальности и культуре XX в.оказалась созвучна "космичность" Уитмена - универсализм мировидения, его вера в творческие силы человека и человечества, способность видеть жизнь в эволюционном движении направленном к совершенство-ванию и счастью (хотя нелегком и трагически противоречивом). Уитмен родился на острове Лонг-Айленд (дед - фермер, отец – плотник, малограмотная семья, часть детей – умственно неполноценные), недалеко от Нью-Йорка. О поэтическом поприще не думал (хотя написал и опубликовал несколько посредственных стихотворений), работал учителем, лектором, политическим оратором, журналистом. Остро переживал недостаточную действенность своих просветительских усилий - попыток посредством слова победить социальное зло (в условиях тогдашней Америки это прежде всего рабство). 27 лет – редактор газеты «Бруклинский орел», но ушел из-за конфликта с хозяином. Конец 1840-х - начало 1850-х гг. - напряженная внутренняя работа, духовное самовоспитание, стремительный рост, в ходе которых появляется поэт-новатор Уолт Уитмен. Нашел не только новый для всей тогдашней литературы язык, но и новое орудие борьбы за «свободу и прогресс человеческого рода». 1855 г. - книга "Листья травы" (небольшой тираж, на средства автора). На протяжении долгой жизни Уитмена переиздавалась 9 раз. Название то же, но увеличивался объем, перерабатывались старые стихи, менялась внутренняя композиция. Большая и лучшая часть стихов Уитмена, в т. ч. поэмы "Песня о себе", "Песня большой дороги", "Песня о топоре", вошла уже в первые три издания (1855, 1856 и 1860).Переломный момент в жизни и творчестве - Гражданская война 1861-1865 гг. Видел в ней решительное столкновение сил демократии с силами рабства, посвятил ей отдельную книгу "Барабанный бой" и поэму "Когда во дворе перед домом цвела этой весной сирень" - отклик на убийство А. Линкольна.Книга "Листья травы" была спутником и зеркалом жизни Уитмена, самой полной и откровенной из его автобиографий. Несет в себе широкое философское обобщение как "всеобщая" биография человека нового времени. "Что же такое человек? и что я? и что ты?". В предисловии – принципы, которых должен придерживаться настоящий поэт:1) Отказаться от фотографического копирования окружающего мира (принцип true realities)2) Материальный мир обладает духовным измерением, и задача поэта – помочь челу соприкоснуться с этим планом бытия, но это требует усилий и со стороны читателя.У травы не м/б листьев (leaves) → намек на композиционный принцип сборника. Для УУ трава – символ идеальной демократии: все вместе, но каждый сохраняет свою индивидуальность. Особенности мировоззрения поэта: ü Основные темы творчества: демократия, человеческая индивидуальность, наука, духовность, события истории.ü Поэтический мир нереально широк: вмещает в себя огромное пестрое множество явлений и лиц. Этот мир гостеприимный, доверчиво открытый человеку но, при всей огромности, ему соразмерный.ü Стихи Уитмена пронизывает пылкое, чувственное ощущение жизни, нежная любовь к ней - во всех проявлениях, от великих до самых малых. Дерзко противоречит пуританской догме, владевшей умами большинства его современников (дух и плоть не враждебны друг другу, они сопряжены гармонично и неразрывно: "Я - поэт тела, и я - поэт души"). ü Жизнь - непрерывный творческий взаимообмен между внешним, материальным, и внутренним, духовным (свой идеал человека в "Песне о себе" рисует в образе старца, простого, мудрого, величавого, окруженного детьми и внуками). Старость - пора высшей зрелости, смерть утрачивает трагический смысл. Переход от жизни к смерти = переход жизни из одного качества в другое. Земля не братская могила, а общая спальня, где мирно спят женщины и дети, юноши и старики. А из их тел и ртов прорастает вездесущая трава, чтобы тысячами зеленых языков сказать живым, что "смерти на деле нет, а если она и была, она вела за собою жизнь".ü Особое внимание - моментам соприкосновения противоположных начал в природе, их перехода одного в другое. Лирический герой любит предрассветные и предзакатные часы дня, морской берег - "эту таинственную грань, которая разделяет, сопрягает, соединяет, как в брачном союзе, незыблемое и текучее". Миссию поэта УУ видит в "посредничестве" между действительным и идеальным, реальностью и мечтой.Лирический герой "Песни о себе" имеет не только имя собственное - "Уолт Уитмен, космос, сын Манхэттена", - но даже собственное имя автора. Имеет тысячи лиц. (пожарный, шкипер, загнанный раб, счастливый любовник, рыдающая вдова и др.). На многие страницы - перечисление, которое подытоживается словами: "Все эти люди - я, и их чувства мои". Герой готов перевоплотиться в любого человека, сопереживать ему безгранично и бескорыстно в горе и в радости, в благополучии и в болезни. Но в то же время он себя сознает "совершенной, здоровой личностью", носителем "великого качества истины в человеке,...неизменного при всех переменах". Человечество как бы огромное зеркало, в которое герой "Песни" глядит не наглядится: идеальная норма узнает себя в многообразии живого, конкретного.ü Острое восприятие противоречий и несовершенства современного ему общественного бытия. (в некоторых стихах, напр., цикл "Аир благовонный" и др. в чертах героя - растерянность, тоска, отчаяние, но также и воля к их преодолению) → выстраданный вселенский оптимизм. Через трагическое подводит читателя к мысли о гармонии бытия (поэма "Когда во дворе перед домом..." -гибель президента А. Линкольна), которая сильнее дисгармонии общественной действительности (истину и любовь, во имя которых пал Линкольн и тысячи его безымянных солдат, нельзя уничтожить, как нельзя отменить законы природы).ü В поздних поэмах - размышления о судьбах общества, человечества. Достижения материальной цивилизации - первый шаг к всеобщему духовному единению людей ("Путь в Индию"), к воплощению в человеческом общежитии мудрых законов природного "космоса". Демократия - "новое общество, соразмерное природе". Особенности поэтического языка: 1) Свободный стих (чуть ли не в прозе), но на самом деле не бесформен, а очень музыкален (УУ великолепно владеет звуком, в его стихах форма вырастает вместе с содержанием), хотя современниками УУ эти гармонии зачастую не воспринимались.2) Один из излюбленных приемов – передать полноту, многозначность и многогранность явлений с помощью перечисления предметов и явлений.3) Довольно сложные образы, часто трудно понять (напр., сверкающий каракуль огонька); образы травы, воды, птиц и деревьев, небесных светил, городов приобретают символическое значение.4) Легко меняет стилистические регистры, переходит от серьезных тем к комическим, от возвышенных – к простым. Художественное новаторство Уитмена сыграло важную роль в истории не только англоязычной, но и мировой поэзии. Он предельно широко раздвинул границы "поэтического", в сущности, отменил их совсем. Зримый, едва ли не осязаемый материальный образ и глубокая философская мысль составляют в его стихах органичный сплав. Идея - "душа" стихотворения - существует не иначе как "во плоти" звуков, красок, форм, узнаваемых и насущных. Это и читателя обязывает к высокой активности: он делит с поэтом труд и счастье творческого познания мира.Генетически творчество УУ связано с романтизмом (среди его любимых поэтов - П.Б.Шелли, Дж.Г.Байрон, Р.У.Эмерсон, И.В.Гете). Он "переработал" богатейший опыт полувекового развития романтического направления в поэзии и как бы дал ему новую жизнь. Его художественными открытиями был во многом определен и подготовлен взлет поэтического искусства в США в первой трети XX в. В России издается с 1899 г. 56. Эволюция творчества Генри Джеймса (1843 - 1916) Генри Джеймс (James) - прозаик, эссеист, драматург, критик. Родился в Лондоне, в семье, отличавшейся широтой и разнообразием духовных интересов. Отец, Генри Джеймс-старший, был теологом и философом, поддерживал дружеские связи с Р.У. Эмерсоном, Дж. Рипли и другими видными деятелями американской культуры периода "расцвета Новой Англии". Старший брат писателя Уильям Джеймс - известный психолог и философ. Будущий романист воспитывался в атмосфере созерцательности, религиозных и философских споров, напряженных нравственных исканий, презрения к насаждавшемуся в стране культу бизнеса и наживы.Стремясь дать детям разностороннее образование, Генри Джеймс-старший много путешествовал с семьей по Европе, что позволило юному Генри учиться в школах Женевы, Парижа, Булони, Бонна. В 1862-1864 гг. Джеймс изучает право в Гарварде. Из-за травмы позвоночника не смог принять участие в Гражданской войне. (Семья Джеймсов поддерживала А. Линкольна, и два младших брата Генри сражались в армии северян.)Призвание к литературному творчеству почувствовал в ранней юности. Свой первый рассказ - "Трагическая ошибка" - опубликовал в 1864 г. без подписи. В течение последующих десяти лет активно сотрудничал в американских журналах как новеллист и критик. Начало тесной дружбы с У. Д. Хоуэллсом (длилась на протяжении всей жизни). Основные вехи творческого пути: 1. Начало творческого пути В 1869 г. - первое самостоятельное путешествие в Европу. Результат поездки - сборник рассказов "Пламенный паломник" (1875) и серия очерков "Трансатлантические скетчи" (1875), в которых наметились некоторые из ведущих тем всего творчества писателя: = трагическая коллизия идеала и действительности, = всевластие денег в буржуазном обществе, = раздумья о сущности искусства и судьбе художника, = широкое сопоставление Старого и Нового Света, включающее антитезу "американской невинности и европейской испорченности". В этом противопоставлении своеобразно преломились буржуазно-демократические иллюзии о превосходстве республиканских Соединенных Штатов над отягощенной феодальным прошлым Европой.Уже в ранних произведениях Джеймс выступает как писатель этически-психологической направленности. На протяжении всего творчества обращается к исследованию нравственных дилемм: эгоизма и альтруизма, невинности и развращенности, самоутверждения и самоотречения, долга и удовольствия, мстительности и всепрощения, разнообразных проявлений извечной борьбы Добра и Зла - основополагающих моральных категорий.Мораль для Джеймса не просто одна из форм общественного сознания, существующая наряду с другими формами: религиозной, политической, эстетической и т.д., в его представлении она охватывает всю совокупность человеческих отношений; любой конфликт, социальный или идеологический, воспринимается им в этических понятиях и категориях → связь с американской - и прежде всего новоанглийской - романтической традицией, в особенности с традицией Н. Готорна, о котором в 1879 г. опубликовал исследование.Начало творческой деятельности Джеймса относится к периоду своеобразного литературного междуцарствия в США: романтизм уже перестал быть господствующим направлением, реализм еще не сложился. В творчестве Джеймса, одного из зачинателей американского психологического реализма, с особой силой проявилась преемственная связь романтизма и реализма, характерная для литературного развития Европы и Америки.Среди наставников Джеймса в овладении реалистическим методом важнейшая роль принадлежит О. Бальзаку и И. С. Тургеневу. 2. Расцвет творчества В 1875 г. Джеймс навсегда покидает Соединенные Штаты и переселяется в Европу, (чувствует себя лишним на родине, где враждебность буржуазии культуре проявлялась особенно резко, и надеется найти в Европе более благоприятные условия для творчества). Встречается в Париже с крупнейшими представителями европейского реализма - Тургеневым, Г.Флобером, Э. Золя, общение с которыми оказывается чрезвычайно плодотворным. Особенно сильное впечатление производит на него Тургенев. В конце 1876г. переезжает из Парижа в Англию, которая становится его пристанищем на всю дальнейшую жизнь.Европейский период творчества открывается романом "Родрик Хадсон" (1876), в центре которого трагическая судьба молодого американского скульптора, погубленного враждебными обстоятельствами и собственным эгоцентризмом. В 1877 г. - роман "Американец", изображающий единоборство представителя Нового Света с феодальными предрассудками аристократической Европы. Столкновение пуританского (американского) и эпикурейского (европейского) типов отношения к жизни - тема повести "Европейцы" (1878). Громкий успех принес Джеймсу рассказ "Дейзи Миллер" (1879), героиня которого, молодая американская девушка, терпит жестокое поражение, пытаясь отстоять свою независимость от посягательств скованного кастовыми условностями европейского общества.Зрелости реалистический метод Джеймса достигает в повести "Вашингтонская площадь" (1881) и романе "Женский портрет" (The Portrait of a Lady, 1881). В первом на тонко выписанном социально-психологическом полотне показано уродующее воздействие денежных расчетов на хрупкий мир человеческих чувств. "Женский портрет"-сложное, многоплановое произведение, где поставлена проблема реализации эмерсоновской доктрины "доверия к себе".В 1886 г. Джеймс создает два романа на политически злободневные темы. "Бостонцы" - сатира на традиции либерального реформаторства в Новой Англии. "Княгиня Казамассима" - попытка осветить деятельность анархистского подполья в британской столице.В 1880-1890-х гг. создает ряд новелл и повестей, отличающихся тонким психологизмом и совершенством формы: "Письма Асперна" (1888), "Лжец" (1889), "Урок мастера" (1892), "Ученик" (1892), "Бруксмит" (1892), "Узор ковра" (1896), "Поворот винта" (1898) и т.д. 3. Поздний этап В середине 90-х гг. Джеймс пережил серьезный кризис, связанный с неудачным сценическим опытом - провалом пьесы "Гай Домвилл" (1895), однако сумел вынести полезный урок из поражения, стал широко использовать в своих произведениях драматические приемы, добиваясь сплава повествовательного и сценического принципов.С появлением в 1897 г. повести "Пойнтонская добыча" начинается переход Джеймса к "поздней манере", которая характеризуется значительным усложнением художественной формы, диктовавшимся стремлением писателя как можно глубже проникнуть в тайники человеческого сознания, точнее передавать тончайшие, трудноуловимые оттенки чувств и душевных движений. В "поздней манере" написаны повести "Что знала Мейзи", "Неуклюжий возраст", "Священный источник" (1901); романы "Крылья голубки" (1902), "Послы" (1903), "Золотая чаша" (1904) и др.В трех последних романах Джеймс обращается к своей излюбленной теме: развернутому сравнению Европы и Америки, однако теперь из трактовки темы почти исчезают бытовые сопоставления, зарисовки нравов и т. п. Коллизия переносится в сферу морально-философских обобщений, приобретая характер аллегории или притчи. Так, в "Послах" раскрывается драма пуританского сознания в запоздалом столкновении с "языческим" жизненным опытом. В "Крыльях голубки" исследуется сложный комплекс нравственных проблем: вины, предательства, любви эгоистической и самоотверженной, выбора между вульгарным успехом и возвышенным поражением. Европа и Америка выступают здесь как символы противостоящих друг другу нравственных категорий.В поздних произведениях Джеймс смело, хотя и не всегда удачно, экспериментирует в области формы и делает ряд открытий, предвосхитивших некоторые особенности развития романного жанра в XX в., что относится, в частности, к его концепции "точки зрения" как центрального организующего принципа повествования. Концепция основана на признании очевидной зависимости познаваемого объекта от познающего субъекта. Предметом исследования становится не просто окружающая действительность, но механизм ее преломления через призму индивидуального сознания.Джеймс внес большой вклад в теорию романа. В 1907-1909 гг. пишет серию предисловий к нью-йоркскому собранию своих сочинений, составившую единый цикл, оказавший немалое влияние на развитие английской и американской критики. Его программные вещи - "Искусство прозы" (1885), "Будущее романа" (1899), "Новый роман" (1914), а также большое число работ, посвященных творчеству Готорна, Эмерсона, Тургенева, Ч. Диккенса, Э. Троллопа, Джордж Элиот, Бальзака, Флобера, Золя, Т. Готье, П. Мериме и других писателей.В 1915 г. Джеймс принял британское подданство, стремясь отмежеваться от двойственной политики правящих кругов США, оттягивавших вступление Америки в первую мировую войну, однако незадолго до смерти распорядился захоронить свой прах на родине, чем подтвердил, что, невзирая на обстоятельства, остался американским художником. 58. Формы комического в творчестве М. Твена (1835 - 1910) Марк Твен (Twain) - псевд; наст, имя Сэмюел Ленгхорн Клеменс - прозаик, публицист, журналист. Поздно начал литературную деятельность. Первая заметка, подписанная знаменитым псевдонимом, -1863 г., первая книга - "Простаки за границей" - вышла еще через шесть лет. Но этим дебютам предшествовала большая школа жизни, оказавшаяся бесценной, потому что и десятилетия спустя творчество Твена питалось впечатлениями его молодости.Детские годы писателя - на Миссисипи, в городке Ганнибал (в книгах фигурирует под названием Санкт-Петербурга). Ганнибал - последний форпост цивилизации, дальше - почти неосвоенные земли. А на другом берегу Миссисипи - территории, свободные от рабовладения. Т.о., в этом захолустье наглядно видны главные конфликты американской жизни прошлого столетия (через Ганнибал - путь переселенцев на Запад, путь рабов, которых везли по реке на хлопковые плантации в ее низовьях, - путь беглых невольников). Судья Клеменс (отец МТ) умер, когда Твену было около 12 лет → отправляется учиться (ученик в типографии, наборщик, сотрудник газеты, которую издавал в Ганнибале его брат Орион). В 1857 г. – знакомство с лоцманом Биксби, стал его учеником, а год спустя сам стал лоцманом. Его лоцманская служба продолжалась до Гражданской войны (его псевдоним – морской термин, обозначавший измеритель глубины). Твен начал помещать юморески в новоорлеанской периодике, но мобилизован в армию южан. Вскоре дезертировал (через 2 недели) и уехал в Неваду, охваченный «серебряной лихорадкой» (его брат - секретарь при губернаторе штата).Серебряные рудники Невады не принесли Твену удачи. Стал репортером "Территориэл энтерпрайз", затем – «Колл». Заметки, фельетоны, очерки, скетчи, сценки уже несут характерные особенности стиля Твена, который помог отшлифовать опекавший Твена в Калифорнии Брет Гарт. Формируется юмор Твена - неповторимое и глубоко американское художественное явление. С публикацией в 1865 г. рассказа "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" рождается писатель Марк Твен. Особенности стиля и источники комического в творчестве Твена: 1) Основное внимание – действию, нет пространных описаний (влияние неоромантизма) → динамичность сюжета → «остраненность» (термин ввел Шкловский), напр., лягушка приобретает размер слона2) Использует приемы, характерные для кинематографа («замедленная съемка» = подробнейшее описание мельчайших деталей там, где это не нужно → комический эффект)3) Вводит элементы фантастики, смешения правдоподобного с невероятным. Подобное смешение доносит образ неупорядоченного, несросшегося мира провинциальной Америки первых десятилетий после Гражданской войны.4) пародирует некоторые произведения (любовные романы, приключенческие, детективы); предмет пародии – все безжизненное, искусственное, "книжная" словесность с ее непременным разграничением явлений действительности на "достойные" и "недостойные" изображения, с ее омертвевшими пропорциями драматического и смешного, патетики и обыденности, непосредственности и чистой условности.5) Изображает события с точки зрения простака (этот прием был известен еще в 18 веке).6) Язык героев – смешение стилей Вскоре к нему приходит слава первого юмориста Америки. Дальше она только крепла и ширилась, но твеновский юмор постепенно менялся. И "Простаки за границей", и книга невадских очерков "Налегке" (1872), и шедевр комедийной прозы - новеллы "Мои часы", "Журналистика в Теннесси", закрепляют за их автором репутацию блестящего, но беззлобного остроумца. Она остается непоколебимой вплоть до "Приключений Тома Сойера" (1876), завершивших первый период творчества Твена.Однако эта репутация на поверхностном восприятии ранних твеновских книг. Хотя дидактизм чужероден таланту Твена, он считал, что комическое произведение художественно состоятельно лишь при условии, что содержит в себе целостный образ мира и выражает определенный взгляд на жизнь. Его пародийная тональность = смена романтизма новой, реалистической художественной системой. Раннее творчество Твена - решающее звено этого перехода: литература вбирает в себя обширнейшую область "низменной" действительности - прежде всего повседневность фронтира и провинции, - причем осваивает этот материал в формах народной смеховой культуры или особенно тесно с ней связанной газетной юмористики Дальнего Запада (влияние на творчество американского фольклора). Происходит подлинный художественный переворот.Бурлеск, шарж, фарс, гротеск, нелепица, материализация метафоры и другие характерные черты смеховой культуры американского народа впервые становятся не только достоянием литературы, но и фундаментом поэтики утверждающегося реализма. Аффектированная "антилитературность" молодого Твена, его подчеркнутая непочтительность к художественным авторитетам, к любым правилам, по которым создается "настоящее" искусство, как и язвительные насмешки над европейской цивилизацией ("Простаки за границей") - все это в конечном счете порождалось близостью писателя тому мироощущению, которое отличало широкие народные массы. Отрицаются формы жизни и культуры, которые, на взгляд человека из этой среды, являлись самоочевидно архаичными, а оттого нелепыми и заслуживающими лишь безжалостного осмеяния.Вместе с тем сарказм Твена несет в себе мощный заряд оптимизма. Еще не поколеблена его вера в особую историческую миссию Америки как земного святилища для рядового человека, как образец истинной демократии, которая создает великую культуру, не оглядываясь на предшествующий опыт человечества.Переезд в Нью-Йорк (1867) и женитьба на дочери угольного магната Оливии Ленгдон (1870) многое переменили в жизни Твена. Он поселяется в столице американских промышленников Хартфорде и сам пробует стать бизнесменом; эти затеи приводят почти к полному разорению, заставив Твена на склоне лет предпринимать длительные поездки с публичными выступлениями, чтобы покрыть долги; из кругосветного лекционного турне 1895 г. родится книга очерков "По экватору" (1897), содержащая резкие обличения колониальной политики европейских держав. Вынужденный считаться с понятиями буржуазного окружения и с фанатичной религиозностью жены, Твен все более тяготился таким положением. Постепенно назревал духовный кризис, разразившийся в конце его жизни.В 70-е гг. у Твена рождается замысел т. н. "трилогии о Миссисипи". Цикл очерков "Жизнь на Миссисипи" печатался с 1875 г., составив книгу (опубл. 1884). Тогда же были изданы в Англии, а год спустя - в 1885 г.- в США "Приключения Гекльберри Финна" - продолжение имевших невероятный успех "Приключений Тома Сойера" (1876).Первоначально трилогия мыслилась как едва ли не идиллическая картина добропорядочной провинциальной жизни времен детства самого Твена. Однако законы реалистического обобщения потребовали совершенно иной тональности. В очерках, а особенно в "Томе Сойере" просветительский идеал Твена - жизнь в согласии с природой, этика "простодушного", органика отношений человека и мироздания - еще сохраняет для писателя всю свою притягательную силу. "Естественность" бытия оказывается залогом счастья: мир героев "Тома Сойера" не омрачен противоречиями и жестокостями, действительность, какой она здесь показана, почти не ведает темных, разрушительных сил. В этом отношении она резко дисгармонирует с действительностью Америки времен "позолоченного века". "Том Сойер" мог читаться как завуалированная критика практицизма, духовного убожества и всеобщей коррупции, какой не знали прежде.Повествование – на противопоставлении взрослого мира и детского, естественного и искусственного. Взрослый мир полон запретов и ограничений, для детей многие требования взрослых бессмысленны → их идеал – бродяга Гек Финн, т.к. он ничем не ограничен. Том существует в «параллельном мире» благодаря своей фантазии. 3 сюжетные линии: ü Любовь Тома и Бекиü История кладбищенского убийстваü Поиски пиратского кладаСюжет – с опорой на принципы детского мышления. Никогда прежде с такой пластичностью не изображался мир юного персонажа, и повесть поразила совершенно непривычными в тогдашней детской литературе юмором, романтикой, лиризмом, мастерством реалистической типизации. Источники комического: ü Дети часто копируют поступки взрослых (сцена продажи клеща)ü Пародия на любовные романы (Беки кидает Тому цветок и он поднимает его ногой)ü Язык (смешение сленга и высокого стиля)Том Сойер - воплощение заветной авторской мысли о неиспорченном сердце, о добром и бескорыстном начале человеческой природы, которое получает необходимые стимулы к развитию, если условностям социального бытия противостоит близость личности нормам естественной жизни («плохой» в общественном понимании мальчик на самом деле оказывается лучше многих «хороших»). В различных своих преломлениях эта мысль будет возникать у Твена постоянно, определив характер таких его произведений, как написанная на сюжет из английской истории повесть-притча "Принц и нищий" (1882) и философско-исторический роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889). В «Янках» реальный человек помещен в идеальную среду («перевернутый» принцип «Дон Кихота», где идеальный герой – в реальной среде), что также является источником комического, но финал трагичный – почти все погибают (исследователи: Твен разочаровался в научно-техническом прогрессе).«Приключения Геккельбери Финна» - продолжение. 2 мотива, противопост. др.др.: 1) мотив вольности, естественности и бесконечной многоликости бытия (образ Миссисипи, имеющий символически обобщенное значение, однако чуждый всякой патетики и абстракции) 2) конкретное изображение будничности, где торжествуют утилитаризм, расистские предрассудки, убожество быта и нравственное оскудение. Центральный конфликт "Гека Финна" - столкновение гуманизма со всевозможными формами антигуманности, порождаемой буржуазным мироустройством. Эта книга – образец реалистического эпоса: широта охвата действительности, масштабность проблематики, социальная конкретность многоликих человеческих типов, постижение узловых коллизий национальной истории. Герой-"простак", знакомый уже по "Тому Сойеру", выступает как носитель лучших черт народного сознания, которое отныне становится для Твена истинной мерой всех ценностей жизни (Том Сойер в данном случае не подходит на главную роль, т.к. он обладает неудержимой фантазией, а Гек обладает более прагматичным, практическим мышлением → подходит не для вымышленных, а для реальных приключений). Важное место – отношения Гека с беглым рабом Джимом (не разделяет ненависти к неграм, но впитал предрассудки своего общества; сначала Гек снисходит до общения с Джимом, но потом начинает уважать его). Источники комического в книге: ü речь персонажейü ситуации, в которые помещаются герои (напоминает «Комедию ошибок» Шекспира), напр., сцена с похищением маслаü пародия на авантюрный роман (сцена с освобождением Джима)Реальная действительность США конца XIX в. не создавала почвы для того, чтобы возник характер, подобный Геку (действие лучшего произведения Твена происходит в середине столетия). Видимо, этим объясняется интерес писателя к историческим сюжетам и фигурам, в частности к Жанне д'Арк ("Личные воспоминания о Жанне д'Арк",1896). Попытка показать подлинно великую личность, воплощающую огромные духовные силы народа. Художественный результат не отвечал ожиданиям Твена: он впервые отошел от законов комедийного изображения, намереваясь написать величественную трагедию, обладающую предельно серьезным нравственным содержанием, и эта измена природе собственного дарования отомстила за себя. Однако книга о Жанне примечательна тем, что в ней выявилось крушение иллюзий Твена относительно поступательного хода истории, неизменно устремленной к "прогрессу".В произведениях 1890-1900-х гг., обращенных к современности, вновь стихия повествования создана юмором, но это юмор все более горький и желчный.Последний период творчества - время расцвета сатиры Твена. Одним из его любимых жанров становится памфлет, бичующий политику империалистических войн и захватов. Многие из этих памфлетов не увидели света при жизни писателя.Эпическое начало прозы Твена исчезает, усиливается социальная критика, направленная на обличение уродств окружающей действительности. Складывается образ омертвелой жизни, способной создавать лишь нравственно омертвелых людей, которые обезумели от жажды богатства любой ценой: повесть "Американский претендент" (1892), новеллы 90-х гг. Черты позднего периода: смешение реального и абсурдного, метафоры карнавала теней, сатанинского празднества, трагифарсовые ситуации и персонажи-маски, демонстрирующие безмерность духовного падения общества.Усиливающееся неприятие буржуазного мира приводит писателя к безотрадной философии истории как повторения одних и тех же унизительных для человеческого достоинства ситуаций, когда люди беззащитны против искушения фетишами богатства и власти. Но и такие произведения, как "Таинственный незнакомец", "Что есть человек?" или философские трактаты и автобиографические записи, которые писатель не намеревался когда бы то ни было публиковать, все же не приглушили гуманистической сущности наследия Твена. Его творчество завершило литературный XIX в. в США и открыло новую эпоху - XX столетие. 59. Жизнь и творчество Джека Лондона (1876 - 1916) Жизненный путь: Джек Лондон (наст. имя Джон Гриффит Лондон) род. В Сан-Франциско. Рос в бедной семье. Отец, "профессор астрологии", У. X. Чэни отказался от сына. Мать, Флора Уэллман, вышла замуж за 40-летнего вдовца, разорившегося фермера, Джона Лондона, усыновившего ребенка. Детские и юношеские годы писателя - нужда, тяжелая работа, поиски идеала. Работал на консервной фабрике, был "устричным пиратом", матросом, бродягой.В 1896 г. поступил в Калифорнийский университет, но вскоре оставил его из-за недостатка средств и неудовлетворенности системой обучения. Работал в прачечной.В 1897 г. отправился на Аляску, где началась "золотая лихорадка". Пробыв там год, возвратился таким же бедняком, каким и уехал.Первый рассказ Лондона - "Тайфун у берегов Японии" - был опубликован сан-францисской газетой "Колл" (1893), но литературная известность пришла к нему в 1900 г. - первый сборник северных рассказов "Сын волка". За ним - "Бог его отцов" (1901), "Дети мороза" (1902), "Зов предков" (1903), окончательно утвердили его литературную репутацию. Начиная с 90-х гг. XIX в. - активное участие в американском социалистическом движении: состоял членом социалистической рабочей партии, с 1901 г. - членом социалистической партии, выступал на митингах, собраниях, читал лекции на политические темы, писал статьи о рабочем и социалистическом движении, которые позднее были объединены в сборники "Война классов" (1905) и "Революция" (1910). В отличие от подавляющего большинства американских и западноевропейских социалистов того времени призывал к активной борьбе с капитализмом, не отвергая революционного насилия. Восторженно встретил известие о русской революции 1905 г. Под ее непосредственным влиянием написал эссе "Революция" и роман "Железная пята". Не избежал воздействия модных в то время учений Г. Спенсера и Ф. Ницше. Его социализм не был строго научным, носил анархо-индивидуалистический характер.Первое десятилетие XX века – расцвет творчества (северные рассказы, романы «Желазная пята», «Мартин Иден», пьеса «Кража»), но далее - нарастание противоречий в мировоззрении писателя. Лондон вступает в период глубокого духовного кризиса, который обостряется к концу жизни. Он отходит от рабочего движения, перестает участвовать в общественной деятельности, в 1916 г. выходит из рядов социалистической партии (но это свидетельствовало о разочаровании не в социализме вообще, а в реформизме и оппортунизме).Умер неожиданно. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Многие исследователи полагают, что Лондон, как и его герой Мартин Иден, покончил жизнь самоубийством. Эстетические взгляды: ü реалистические тенденции. выступал за изображение жизни как она есть, без прикрас и умолчаний, настаивал на отражении в литературе классовой борьбы. Важность этого вопроса - в статье "Фома Гордеев". Знакомый с произведениями И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Лондон ставит реализм М. Горького на более высокую ступень: сила протеста против социального зла - один из важнейших критериев оценки писательского творчества. ü защищал основы реализма, но на всю жизнь сохранил любовь к романтике. Лондона можно считать продолжателем романтических традиций Дж.Ф. Купера, Г.Мелвилла, Б. Гарта. В некоторых произведениях заметно также влияние натурализма ("Закон жизни", "Железная пята"). Основные вехи творчества: 1. Особый цикл – северные рассказы. Капиталистическому обществу с его собственнической моралью противопоставлен дикий, суровый север, где жизнь труднее, но и свободнее, где людям легче дышать, - "История Джис-Ук", "Смок Беллью".Во многих рассказах Лондон создает привлекательный образ сильного, смелого, гуманного человека, не отступающего перед трудностями и опасностями. Мэйлмют Кид - один из любимых героев писателя: ("На сороковой миле", "Белое безмолвие "Северная Одиссея" и др.) Центральные темы северных рассказов: ü романтика борьбы с природой (например в рассказе "Любовь к жизни"). ü тема развращающего влияния современной буржуазной цивилизации на быт и нравы северной страны (рассказы "На конце радуги", "Исчезновение Маркуса О'Брайена")ü трагическая судьба индейцев: "Лига стариков", "Смерть Лигуна". Писатель осуждает тех, кто явился на Север только ради наживы: "Человек со шрамом", "Тысяча дюжин". Неповторимо художественное своеобразие северных рассказов. Для них характерны "романтизм в реализме" и "реализм в романтизме", романтизированные и героические образы. Северная природа в его произведениях величественна и грандиозна.По северным рассказам многие критики характеризуют Лондона как писателя школы "красной крови", (типа автор "развлекательных" произведений, популяризатор идей Спенсера и Ницше), но это не так; в основе многих рассказов - гуманизм и демократизм, любовь к людям. Это относится и к знаменитым "Зову предков" (1903) и "Белому клыку" (1906). Критика ницшеанства - в романе "Морской волк" (1904): писатель осуждает культ силы и преклонение перед ней, жизненную практику "сверхчеловеков". 2. Важное событие в американской литературе конца XIX - начала XX в. - создание "Железной пяты" (1908). Главные темы романа: социальная несправедливость, классовая борьба, право угнетенных на революционное ниспровержение власти капитала – проблемы, до Лондона, по сути дела, не затрагивавшиеся. Крупное художественное достижение писателя - пророческий образ-символ Железной пяты, правительства фашистского типа.Привлекателен образ нового человека - героя Эрнеста Эвергарда - революционера, борца за интересы трудящихся. В "Железной пяте" есть четкая положительная программа, стремление прорваться в новые сферы социальной жизни, призыв к лучшему будущему для миллионов и борьбе за него. Предвидя огромные трудности на пути революционного движения в Америке, Лондон верит в грядущую победу рабочего класса. С социализмом связаны движение вперед, прогресс человечества - основная идея "Железной пяты", и в этом смысле роман стал одним из самых значительных явлений американской социалистической литературы.Социально-психологический роман "Мартин Иден" (1909) - глубокое проникновение в психологию и жизнь писателя, его творческие стремления, интересы и взгляды. История Мартина Идена - трагедия художника, обусловленная конфронтацией с буржуазной, мещанской средой, враждебной настоящему искусству и таланту, вариант "американской трагедии" - одной из центральных тем в американской литературе XX в. 3. Южные рассказы, пьеса "Кража" (1910), повесть "Первобытный зверь" (1913) – еще приверженность прежним идеалам и эстетическим взглядам, но уже начинается нарастание противоречий в мировоззрении (повесть "Приключение" (1911), романы "Лунная долина" (1913), "Мятеж на Эльсиноре" (1914), повести "Алая чума" (1915) и др.) Произведения Лондона неоднократно шли на сцене, экранизировались, служили основой для телевизионных постановок. Одна из таких работ была предпринята еще В.Маяковским, написавшим по мотивам "Мартина Идена" киносценарий "Не для денег родившийся" (1919). 60. Литература «потерянного поколения»: Э.Хемингуэй (1899 - 1961)

«Потерянное поколение» - поколение молодых людей Европы и Америки, чья судьба была искалечена чужой войной за чужие интересы (1-й мировой), отняла у них здоровье, лишила психического равновесия, выбила из привычной жизненной колеи. Вернувшись домой, они также не находят ни понимания, ни применения в современной жизни → не видят перед собой ни надежды, ни ясной социальной цели. Молодые писатели «потерянного поколения» (Г.Стайн, Ш.Андерсен, Ф.С.Фицджеральд), полные разочарования и горечи, обрушились на самодовольную Америку; многие из них питали к американскому провинциализму такое отвращение, что перебрались в Европу. Ведущим автором «потерянного поколения» был Э.Хемингуэй (1899–1961). Искалеченный войной журналист Джейк Барнс, герой романа И восходит солнце (1926), воплощает веру писателя в то, что самое важное для человека – достоинство и мужество перед лицом рока. Стиль Хемингуэя повлиял на литературу сильнее и породил больше подражателей, чем стиль любого другого писателя современности. Он разработал простую и свежую манеру письма – сдержанную, экономную, объективную, приближенную к разговорной речи.

Эрнест Хемингуэй (Hemingway) - прозаик, публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1954). Родился в семье врача. Детство провел в северном Мичигане. В 1917-1918 гг. - репортер в канзасской газете "Стар". Весной 1918 г. уезжает добровольцем в воюющую Европу. Как шофер американского отряда Красного Креста находится на итало-австрийском фронте, где получает тяжелое ранение. Горький военный опыт, физическая и психологическая травма сыграли большую роль в формировании Хемингуэя, писателя и человека, ставшего убежденным антимилитаристом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...