Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трансцендентализм в американской литературе



С середины 30-ых гг 19 века важную роль в духовной жизни США и развитии национальной культуры начинает играть литературно-филисофское течение – трансцендентализм.

Трансцендентальный клуб впервые собрался в сентябре 1863 г в Бостоне, столице штата Массачусетс. Но вскоре члены клуба потихоньку переселились в Конкорд, город недалеко от Бостона. Члены клуба: Эмерсон, Рипли, Фуллер, Паркер, Олкотт, Торо.

Название клуба связано с философией «трансцендентального идеализма» немецкого мыслителя Канта. Этот термин выражал важную идею: свет истины приходит к человеку трансцендентно, т.е. помимо опыта, путем интуиции и откровения.

В Трансцендентальном клубе друзья встречались, размышляли, спорили. Интеллектуальный потенциал членов клуба был настолько высок, что их идеи получают более широкое распространение. С 1840 по 1844 гг клуб издавал собственный журнал «Дайэл», первым редактором была Маргарет Фуллер, а вторым – Ральф Эмерсон.

Трансценденталисты отвергают принцип «tabula rasa» («чистой доски») Д.Локка и роль эмпирического опыта. Для выработки представлений трансцендеталистов о мире огромное значение имели идеи Шеллинга, Фихте и Якоби.

В философских взглядах опирались на:

1) европейские фолософские системы, из которых они взяли то, что отвечало их собственному мироощущению и взглядам, сложившимся под воздействием национальных религиозно-этических направлений и социальной действительности Америки 19 века. В первую очередь это унитарианство (новоанглийское либеральное течение) – свободное и гуманистическое представление о духовной природе человека и его месте в мире.

2) общие традиции новоанглийского пуританства.

3) элементы восточных учений (особенно Древней Индии).

Члены клуба говорили о великом предназначении Америки, но при этом критиковали многие стороны жизни США – противоречие. Спасение общества от упадка и разложения трансценденталисты связывают с социальной доктриной «фермы» - возвращение к природе, земледельческому труду, ограничению потребностей.

Романтический идеал – нравственно-философская утопия, построенная на принципах свобода личности, любви и дружбы, гармонии природы и человека. В 1841 году была организована коммуна Брук Фарм, члены которой пытались на практике осуществить принципы трудовой кооперации, сочетания умственного и физического труда. Эта коммуна просуществовала до 1847 года.

Главная цель трансценденталистов – обновление и духовное самосовершенствование отельной личности, а не социальное реформаторство. Важнее научить отдельного человека самостоятельно мыслить и здраво рассуждать. Афоризьм Фулера: «не человек для общества, а общество для человека» - акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур.

Для трансценденталистской модели мироздания характерен устойчивый оптимизм. Они исходят из того, что во Вселенной царят законы всеобщей гармонии. Которые не допускают распада ни в природе, ни в человеческой душе. Поэтому абсолютная норма- это добро, а зло- временное отклонение от этой нормы.

Идеи трансцендентализма оказали огромное влияние на развитие Американской литературы. Ральф Уолдо, Эмерсон (1803-1882) – писатель, поэт, мыслитель, одна из ключевых фигур духовной истории США. Его идее, творчество, и сама личность формировали сознание нации.Родился в Бостоне в семье унитарианского священника в 1825 году окончил Гарвардский университет, принял сан священника, в 1829 году стал пастором в Бостоне. В 1832 году оставляет пасторскую кафедру и посвящает себя литературной деятельности. Основные произведения Эмерсона граничат между литературой и филисофией. Они написаны в жанре морально-филисовских «опытов» - эссе и создавались сначала как лекции для публичного выступления, а затем перерабатывались и объединялись в книги.

В философии Эмерсон продолжает «неакадемическую» традицию (его предшественники-Сократ и Платон, Монтель и Руссо). Она отрицает профессиональный характер филосовского знания и сиситемную теорию, Ее цель- не законченный свод универсальных категорий, а поиски «мудрости жизни» и «правильного пути».Обрести их можно не с помощию научно-логических методов, а интуитивно-эмоционально («трансцендентно»).

Основополагающий тезис учения Эмерсона - идея о «Сверхдуше», в которой «частное бытие всякого человека заключено и объединено с бытием всех других.

Именно этот отдельный человек, независимая мыслящая личность, стоит в центре «мироздания по Эмерсону». Он наделен частицей Сверхдуши и не нуждается в навязчивой опеке общества, которое находтится в заговоре против личности. Навязав человеку множество законов и правил, общество закрепостило его и превратило в придаток бездушного государственного механизма. Значит «нет другого пути, ведущего к совершенному миру и довольству, кроме следования советам собственного сердца». «Верь себе!» - вот призыв Эмерсона. Тот, кто хочет стать человеком, должен стать нонконформистим. Все законы достойны насмешки, кроме тех, которые человек устанавливает для себя сам. Священна одна лишь цельность и независимость духа в каждом человеке.

Идела Эмерсона в области общественных отношений – союз, основанный на добровольном согласии сохраняющих свою независимость индивидуумов. Теория личности и государста Эмерсона – разновидность философского анархизма.

Исторически индивидуализм как выделение человека из общины складывается в эпоху Возраждения (ренессансное открытие Я»). Позднее он становится важнейшей составляющей романтического канона личности (герои Байрона, Гофмана, Лермонтова и др.) Но именно в США индивидуализм стал устойчивой чертой национального сознания, что нашло отражение и в системе построения гражданского общества США и модели повседневного поведения американцев.

Индивидуализм Эмерсона последовательно демократичен и не предполагает никакой избранной расы или нации, никакого привилегированного класса. Каждый человек «должен ощутить мир принадлежащим ему и общаться с другим человеком как суверенная держава с суверенной державой».

В исторической перспективе доктрина Эмерсона имеет прогрессивное значение. Она выражает протест против манипулирования человеком, превращения его в «винтик», материал для осуществления утопических схем, утверждает самоценность человеческой личности, зовет к свободе мысли и чувства.

Вторая главная тема творчество Эмерсона – «человек и природа». Природа – всеобщая первооснова, и человеческое существование может быть полным только в единстве с природой. Природа прежде всего – «символ духа». Существует таинственная связь между миром природы и миром человеческой души. Законы материи соответствуют законам этики. Все в природе пребывает в гармоничном единстве. Насколько общество губительно воздействует на человека, настолько общение с природой целительно для него.

Важная роль в развитии эстетической мысли в США принадлежит «органической «эстетической теории Эмерсона. Только воображение и интуиция могут раскрыть связь между миром внешним и миром внутренним. И тогда произведение искусства станет «органической» частью природы.

Значительное место в эстетике Эмерсона отводится утверждению национального характера, национального своеобразия американской культуры. Американская культура не должна копировать европейские образцы. Эмерсон призывает не порывать с прошлым, а поставить его на службу современности. Целью искусства Эмерсон считает не развлечение, а нравственный пример. В целом Эмерсону присущ демократический взгляд на литературу. Слово писателя должно быть рохдено народом и служить народу.

Эмерсон – мастер блестящего, отточенного афоризма, в сжатой, концентрированной форме выражающего ключевую мысльэссе или стихотворении. Многие их его афоризмов стали национальными «крылатыми фразами».Он широко испольрует приемы и стилевые обороты, свойственные ораторской речи: риторические вопросы, побудительные конструкции, различные виды поворотов, и т.п.

Идеи, творчество, сама личность Эмерсона несли в себе огромный стимулирующий заряд, что обусловило широту и многообразие их влияния на американскую духовную жизнь.

Другой яркой фигурой американского трансцендентализма был писатель, философ и натуралист Генди Дэвид Торо (1817-1862). Он родился в Конкорде в семье бедного ремесленника в 1937 г., благодаря стипендии окончил Гарвардский университет, работал учителем в школе, затем землемером, карандашным мастером, а с1841 г. Поселился в доме Эмерсона, формально в качестве садовника, а фактически – как младший друг и ученик. Его кредо: «Не надо мне любви, не надо славы, дайте мне только истину».

Торо становится членом трансцендентального клуба, печатает стихи и прозу в журнале «Дайэл». Его основные произведения – «Неделя на Конкорде и Мерримаке» (1849), «Уольден, или Жизнь в лесу» (1851). Эссе «Гражданское неповиновение» (1849) и др.лирико-философские очерки-размышления. Это своего рода дневники его путешествий в природу – леса штата Мэн илиоколицу Конкорда – это также и дневник поисков высшей истины и гармонии.

Центральное место в литературном наследии Торо «Уолден»- своего рада отчет о прожитых им двух годах на берегу озера Уолден, где он вел натуральное хозяйство, где им предъявляются суровые обвинения в порабощении человека, в превращении рабочего в машину, в создании пропасти, на одной стороне которой дворцы, а на другой – жалкие хибарки бедняков. Общество держит человека на поводке материальных благ. Надо отказаться от них, отказаться от собственности – капкана экономической зависимости.Для этого надо свести до минимума потребности. Вместо трех раз в день, если нужно питайтесь только один раз и соответственно сократите все остальное.

Второй важнейший эксперимент Торо – восстановление утраченного единства с природой. Природа в изображении Торо наделена душой и жизнью, ее созерцание – величайшее благо, потому что, слушая голоса леса. Следя за движение облаков, человек растет, «как растет по ночам кукруза».

Технические новшества, по мнению Торо, несут лишь новую эксплуатацию. Механические игрушки отвлекают человека от подлинного знания.

Как и Эмерсон, Торо – противник государственной власти. В ее законах он видит нарушение права личности на свободное развитие. Торо призывает каждого человека не шагать в такт со звучащими вокруг маршами, а прислушиваться к тихой музыке собственной души и следовать ее мотиву. Так Торо приходи к формуле «гражданское неповиновение»: человек имеет право, это его долг – не подчиняться тем законам, которые противоречат его чувству справедливости. Если все будут поступать таким образом, государство не сможет функционировать, правительство будет вынуждено прекратить бесчестную войну и отменить несправедливый закон.

Вся жизнь и все творчество Торо поражает абсолютной цельностью и искренностью. Его пример возвышает и облагораживает. «Читал Торо и духовно поднялся», - записал в дневнике Л.Толстой





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...