Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новоевропейский рационализм эпохи Просвещения как основа обновления ППТ, секуляризация научного и культурного сознания



Термин НОВОЕ ВРЕМЯ появился еще в эпоху Возрождения, его создали философы – гуманисты для объяснения трехчленного деления истории (др.мир, ср.века и новое время). Распрост.был термин НОВАЯ ИСТОРИЯ, формирование кот.происходило на сломе феодальных порядков. По сути термин НВ означает переход к буржуазному обществу.

Эпоха просвещения привязывается к 17-18 вв, и в отличие от НВ, кот.хараактеризует новый тип общества, просвещение хар-ся особенности идеолгии, культуры и науки.

Расцвет эпохи просвещения приходится на 18 век, поэтому период 17-18 вв.харак-ся просвещением.

Идеология просвещения – наследие античной философии

- это идеи христ.доктрины о человеке как личности, достойной уважения и свободы выбора

Это идея обособления религии от п-п- сферы, выведенной эпохой возрождения.

Наиболее важная черта – национализм. Отличается от античной. В античной этот термин использовался, чтоб подчеркнуть контраст с философией древнего востока. Античное п-п мышление фактически было рциональным, но только в эпоху просвещения приоритет человеческого разума не просто вытекал из общего характера мысли, разум идеализировался и именно это определяло сам характер п-п мысли и постановку проблем.

Объективнми факторами, кот.способствовали такой рационализации мышления были все те обст-ва, кот. Укрепляли веру человека в свои собственные возможности. В европе этому способствовал процесс модернизации (общество нового времени), кот в сфере производства проявлял себя в виде индустриализации, в соц – урбанизация (рост городов), в полит – демократизация.

«знание – сила» Френка Бэкона – является лозунгом этой эпохи. Но если рац.мышление античности основывалось на изучении природы с целью самопознания, то человек эпохи просвещения стремится обладать знаниями законов природы, чтобы руководить ее и изменять природу и собственное место в ней.

В отличии от эпохи возрождения, где только зарождается идея освобождение науки от религии, для эпохи просвещения – секуляризация принципиальная. Поэтому ее рационализм поступает как противоположность, как яркий контраст теологической философии, как вызов, согласно кот можно строить научные концепции и приходить к истине независимо от религии.

Секуляризация не означает отделение от морали. Важной п-п идеей просвещения явл-ся возможность построения системы этических, моральных принципов независимо от религиозной основы. Провозглашается тезис, что нерелигиозное общество способно....отрицание религиозной основы философии приводит кидеисамоценности нравственности, ее привязка к религии свободна даже исказить нравственные ценности и разразить религиозную нетерпимость. Эта мысль была высказано фр.философом Адрианом Бае, после чего философы боялись показать себя атеистами.

Одной из важных п-п идей явл-ся идея гражданственности, как особая черта личности, означает активно действовать на пользу обществу и государству. При этом нередко такая идея обусловливалась атеизмом, т.к. утверждалось, что религиозность препятствует развитию.

Принято обособлюять английское и фран.просвещение:

1. Считается, что англия вступила на путь просвещения раньше и отличалась более умеренными идеями.

2. Анг.просвещение носит более узкий характер (аристократический), а идеи фр.просветителей рассчитаны на широкие массы и более радикальны, но в нем можно видеть осторожность в отношении критики главного из устоев государственности – монархии.

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть.

Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах". Подобно Макиавелли Спиноза порицал философов и политических теоретиков, которые берут людей не такими, каковы они суть, а какими они хотели бы их видеть. Настоящая задача политики, утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой.

Коль скоро "каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, — полагал Спиноза вслед за Макиавелли, — а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния", то политика должна основываться на том, что условием достижения общего блага является обеспечение частной собственности. Исходя из такого взгляда на природу человека Спиноза счел необходимым в самом начале "Политического трактата" заявить о несбыточности Утопии Томаса Мора.

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной монархии, СПИНОЗА — ДЕМОКРАТ) при общности методологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них — отождествление Спинозой естественного права с "мощью", попытка последовательно провести в концепции это своеобразное понимание естественного права.

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной — противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. "Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей".





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 968 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...