Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъект и объект познания.Познавательные возможности человека



Проблема определения границ познания тесно связана с вопросом о природе его субъекта и объекта и характера их взаимоотношенийПонятие "субъект" и "объект" впервые употребляются в XVII веке. В классической философии возникли два подхода к определению природы объекта и субъекта. В основе одного лежало признание духовной природы субъекта и объекта. Субъектом здесь являлось самосознание, мыслящее и ощущающее, "Я" или дух, "абсолютный дух" и т.п., объектом - познаваемая реальность, которая истолковывается как порождение духовного субъекта. При таком подходе абсолютизируется активная, творческая сторона субъекта познания.Другой подход к проблеме объекта и субъекта познания был основан на понимании объекта как мира, существующего независимо от субъекта. Взаимоотношение объекта и субъекта при таком подходе было связано с воздействием объекта на субъект. Последний оставался пассивным не только в области познания, но и в практической деятельности.
В постклассической Ф продолжается обсуждение проблемы объекта и субъекта. Так, представители неопозитивизма и феноменологии утверждают, что объект непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего с "данностью" всегда есть отход от объекта. Неокантианство и прагматизм считают объект объективацией внутреннего содержания субъекта. Неореализм настаивает на независимости объекта и субъекта. Связь субъекта и объекта носит имманентный характер. Хотя объект и независим от субъекта, в познавательном акте он непосредственно присутствует в субъекте, имманентен ему, а содержание сознания полностью сливается с объектом.Критические реалисты рассматривают отношение объект-субъект как трансцендентные отношения двух форм бытия. Объект восприятия и содержание восприятия являются двумя совершенно различными вещами, не имеющими ничего общего.Неотомисты, настаивая на подобии, однородности субъекта и объекта познания, констатируют наличие нематериального начала и в объекте.В марксистской философии под субъектом понимают активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, а под объектом - то, что дано в познании или на что направлена познающая и иная деятельность субъекта.

Процесс познания существует во взаимодействии его субъекта и объекта. Основу этого взаимодействия составляет общественно-историческая практика, на базе которой становится понятной гносеологическая активность субъекта. Это значит, что человек становится субъектом только в истории, в обществе, и поэтому является не абстрактным индивидом, а общественным существом, все способности и возможности которого сформированы практикой. Будучи активной силой во взаимодействии субъекта и объекта, человек тем не менее зависит в своей деятельности от объекта, так как последний ставит определенные границы и пределы его свободной деятельности На этой основе и возникает необходимость познания закономерностей объекта, чтобы согласовать с ними свою деятельность. Деятельность субъекта тоже объективно обусловлена его потребностями и уровнем развития производства. В зависимости от этого, а также от уровня познания объективных закономерностей человек ставит сознательные цели, в ходе достижения которых изменяется как объект, так и сам субъект. Так, в истории гносеологии отсутствует единый подход к пониманию объекта и субъекта познания. Это обусловило различие в понимании природы познания. Одни философы представляли познание как непосредственное "сохранение" царства идей или процесс творения самой действительности (Платон, Гегель). Другие определили и определяют познание как "комбинирование" из непосредственно данных (ощущений) разнообразных соединений (махизм, неопозитивизм) или как непосредственное переживание внутреннего мира субъекта с последующим "проектированием" этих переживаний вовне (неофрейдизм) или как выработка символически-мифологических способов "борьбы против аморфной "фактичности" материи, которая якобы постоянно угрожает человеческому существованию" (экзистенциализм). Марксизм объясняет природу познания, исходя из принципа отражения. Этот принцип был сформулирован еще в античной философии и обогащен новым содержанием в Новое время. Знание отражает объект - это значит, что субъект создает такие формы мыслительной деятельности, которые, в конечном счете, воспроизводят свойства и закономерности данного объекта, т.е. содержание знания объективно. В настоящее время против понимания познания как отражения выдвигаются возражения со стороны философов различных направлений. Они утверждают, что познание - это не отражение, а творчество. Однако современные марксисты настаивают на том, что познавательный процесс является творческим отражением объективной реальности, поскольку его результат не является идеальной копией, "повторением" в идеальной форме того, что есть. Познание отражает не только существующие предметы, процессы и явления, но и все их возможные модификации.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...