Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга Песнь Песней



Эта книга, может быть, одна из самых таинственных во всем Ветхом Завете, и, благодаря этому, одна из самых соблазнительных, поскольку чувственные образы там настолько яркие, что человек, который не вполне еще свое сердце от чувственности очистил, может быть приведен в немалый соблазн и смущение. Тем не менее, мы эту книгу видим в составе канона Священного Писания. И это у нас вызывает вопрос: как же так могло получиться? Ведь в этой книге ни разу имя Божие не упоминается, ни чего, скажем, не говорится ни о Храме, ни о вере, ни о молитве, ни о чем – всю дорогу некий юноша с девушкой друг о друге воздыхают и расписывают в разных восторженных выражениях.

Эта книга, помимо того, что в ней нет никаких особых религиозных тем явным образом, – эта книга без начала и конца – она вдруг начинается: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих»; тоже так же непонятно на чем и оканчивается: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических» (Песн.8:14) (ароматных). Куда беги, зачем? Вообще не говорится, кто с кем разговаривает: то вдруг этот возлюбленный – царь, то – пастух; то сама эта возлюбленная, то сторожит виноград, то пасет овец, то она – царица в Иерусалиме, то ее вдруг стражники избивают; и они вместе: то они жених и невеста, то они брат и сестра, то они муж и жена. Поэтому и существует бесконечное количество таких вот разбиений: то ли это просто Соломон и его невеста, то ли это одна невеста и Соломон и пастух, между которыми эта невеста мечется. Можно было бы и наоборот сказать, что это один Соломон и две его жены: одна – царица, а вторая – пастушка. Можно массу всяких изобретений придумать, и в этом смысле, эта книга ценна для исследователей, и можно всю жизнь что-то такое изобретать.

Сошлюсь на Словарь переводчика: «Это лирическая поэма, но это вместе и диалог и монолог, хотя опять же, и эти термины не подходят; указания лиц, произносящих те или иные слова в Песни Песней отсутствуют; в ней есть драматические черты, но это – не драма; в ней нет никакого движения. Язык у нее совершенно особый и крайне трудный, но это – не литературное произведение: постоянно мы находим в ней существительные мужского рода, сопровождаемые прилагательными женского рода или глагольным окончанием, употребляющимся в отношении женского рода; и, наоборот, – существительные женского рода, сопровождающиеся прилагательными мужского рода; или существительные в единственном числе, а сопровождающие глаголы во множественном и наоборот», – то есть на русский язык это передать совершенно невозможно без существенной потери специфики текста.

Что нам это может напомнить из окружающей жизни? Можно вспомнить в этой связи, пожалуй, пасхальную службу. В большом храме, где много духовенства, певчих и так далее пасхальная служба является, с точки зрения обычного такого благочестивого течения событий, некоторым скандалом: постоянно кто-то куда-то спешит, машет кадилом, меняется свечами, несколько хоров друг друга сбивают и так далее – все это еще при полном стечении народа и иллюминации. Вот эта книга, некоторым образом, являет собой такое пасхальное торжество. Почему? Во-первых, нам святые отцы сразу решительно говорят, например, свт. Амвросий Медиоланский, что «Книга Песнь Песней представляет собой брак и единение между Христом и Церковью, между несотворенным духом и тварью, между плотью и духом. В этой книге не будем искать ничего земного, ничего плотского, ничего мирского, ничего телесного, – ничего без глубокого значения или подвергшегося изменению». «Единение между Христом и Церковью, между несотворенным духом и тварью, между плотью и духом», – почему же об этом говорится в таких странных и полубезумных словах? – потому, что сам по себе предмет странен и безумен: соединение Бога и твари. Церковь, которая есть Тело Христово, Бог, Который любит сотворенную Им тварь и ждет смиренно ответной любви – это ни в каких богословских терминах вполне передано быть не может, – всякая попытка как-то строго это изложить обычно кончается юридизмом: вот человек бесконечно согрешил, Христос приносит бесконечную жертву, и теперь все амнистированы и так далее, и прочая такая вот тоска… И наиболее адекватными терминами в человеческом языке для описания отношений человека и Бога оказываются термины брачной мистики: жених и невеста, брачный пир. Возьмем Евангелие, – Иоанн Предтеча говорит о себе: я «друг Жениха» (Ин.3:29), – лучше он о себе сказать не мог. Христос говорит «не могут поститься, пока с ними жених», – называя Себя Женихом; Царство Небесное уподобляет брачному пиру сына царя. Апостол Павел пишет к коринфянам: «я вас обручил Христу, как невесту» – это вполне конкретный термин, но который в таком, казалось бы, неподходящем месте, как богословское послание, – именно поэтому.

В книгах пророков, то там тоже выясняется, что отношение человека с Богом, даже при условии вступления его в завет и четкого описания этого завета, не есть отношения царя и подданного, – отношения, которые регулируются какими-то законами, какими-то правилами дорожного движения. Это отношения любящего и любящего, и всякое отступление от этих отношений есть и преступление против любви, что делает их крайне тяжелыми.

Эта книга у ветхозаветной церкви сомнений не вызывала, и читалась на праздник Пасхи.

После того, как иудейство отпало от Христа и отделилось от Церкви, иерусалимские раввины восставали против этой книги и хотели исключить ее из своего канона; только трудами известного раввина Акивы она там удержалась, после чего под угрозой анафемы было запрещено прочим евреям эту книгу из канона выкидывать. И, кроме того, было запрещено в еврейской традиции использовать тексты этой книги на свадьбах и других семейных торжествах, чтобы не смешивать земное с небесным.

Архим. Амвросий: «Можно ли себе представить, чтобы свадебные гимны древнего Израиля совершенно игнорировали Бога, когда известно, что брачные церемонии евреев включали в себя «благословения Божии» новобрачным и их дому».

В церковной традиции тоже эта книга всегда пребывала в каноне, против почти никто не возражал, но, в частности, известен такой человек, как Феодор Мопсуэстийский, который считал эту книгу нечестивой, но за это, помимо своих прочих догматических заблуждений был осужден. V Вселенский Собор подтвердил догматическое достоинство этой книги.

Само наименование «Песни песней» может быть сопоставлено со Святым святых в храме, то есть более внутреннего и более драгоценного, более таинственного места не было: святое святых – дальше уже нет ничего. Точно так же и Песнь Песней. Много было песен: и Мариам – пророчица воспела песнь при переходе чрез Чермное море, и Моисей воспевал песни, – но это все еще в пустыне; а вот Песнь песней – то, чем все это должно как бы завершиться, то, что после этого уже песни никакой быть не может. Святитель Афанасий Великий в своем Синопсисе говорит, что «Песнию Песней сия книга именуется потому, что она следует после других песней, и что после сей песни нельзя ожидать другой песни. Говоря о другой песни я имею в виду не книгу, но то, что надлежит уразуметь о книге. Я скажу о сем яснее. Все Божественное Писание пророчествует о сошествии к нам Слова и явлении Его во плоти. Это составляет особый предмет воли Божией, и предвозвещение о том было преимущественным делом пророков и всего Божественного Писания. Все сии пророчества суть песни; Песнь же Песней как бы уже не пророчествует или предсказывает, но и показывает Того, о Котором другие предвозвещали, как бы уже пришедшим и принявшим плоть человеческую. Сего ради, аки на браце Слова и плоти чертога песнь поет Песнь Песней. Хотя и другие книги Св.Писания говорят о Спасителе, но, вместе с тем, они содержат и нечто другое; сия же книга едина точию Слова с плотью союз поет. В других Писаниях, как содержащих, кроме учения о Слове, и нечто другое, есть словеса гнева и прещения страха, а сия книга, как воспевающая одно только пришествие Слова, имеет одни лишь словеса услаждения, радости же и веселия, потому что в присутствии жениха всем радоватися достоит и никомуже плакати, якоже Сам Господь рече (Мф.9:15). Посему, как после домостроительства, совершенного Спасителем, мы уже не ожидаем пророка, так и после того, что обозначено в Песни Песней, не должно ожидать другого чего-нибудь, новейшее нечто знаменующего. Подобно тому, как закон и пророки престали после того, как Иоанн Креститель указал Агнца Божия, так и воспетое в Песни Песней есть вершина того, что в ней воспето, не должно ожидать ничего другого. Чего бы иного по Христове пришествии ожидати достоит, разве суда и воздаяния? Как в законе было святое, и за святым – святое святых, а за святым святых уже не было внутреннейшего места, так после песней еще есть Песнь Песней, а после Песни Песней уже не должно ожидать внутреннейшего и новейшего обетования, ибо единою Слово плоть бысть и соверши дело».

Странные слова в конце книги с предложением жениху бежать нас неожиданно относят к самому концу Священного Писания – к Апокалипсису: «ей, гряди скоро, Господи Иисусе Христе». Есть несколько мест в Ветхом Завете, которые неожиданно нас подводят к этому рубежу апокалиптическому, к самой последней главе Апокалипсиса. Одно из таких мест – это завершение книги Песни песней.

Основной смысл, этой книги – это отношение Христа и Церкви. Второе толкование, которое с ним сопряжено – так называемое, аскетическое толкование – это об отношении Христа с конкретной, с отдельной человеческой душой, как с частью Церкви, как малой Церковью, как Храмом Божиим, отдельно взятым. И в аскетической литературе эта тема как раз часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему, – видите, в искании души человеческой единства со Христом.

Есть еще третий возможный путь толкования, который практически в восточной традиции не представлен, но зато, весьма популярен на Западе – так называемый, мариологический, – когда под невестой понимается Матерь Божия. Поэтому, скажем, тексты из книги Песнь песней в литургической традиции западной церкви приурочиваются нередко к богородичным праздникам.

В этой книге есть несколько таких, ставших достоянием повседневного нашего христианского обихода выражений, таких как, например: «Аз сплю, а сердце мое бдит», которое как раз и показывает состояние вот этой души праведника, пришедшей в общение с Богом, стяжавшей благодать и дар непрестанной молитвы. Действительно, подвижники говорят, что эта непрестанная молитва, собеседование души с Богом не прекращается даже тогда, когда человек, – такой подвижник, стяжавший этот дар, засыпает.

В конце этой книги Песни Песней тоже знаменитые слова говорятся: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн.8:6). Прп. Максим Исповедник говорит о том, что как любовь совершенно полагает конец всякому греху, и всякой нечистоте в человеке, точно так же, как это делает смерть, с такой же непреложностью и неотвратимостью; поэтому крепка, как смерть – любовь именно со смертью здесь сравнивается по своему действию.

В книге Песни Песней, правда, описание жениха достаточно постоянное, что, кстати и говорит нам в подтверждение (вышесказанного). Вот, если в невесте происходят некоторые изменения, есть некоторые слабости и несовершенства, то жених совершенен от первого и до последнего стиха, что тоже говорит нам в подтверждение того, что под женихом нам следует понимать Христа. Описания невесты, которые здесь присутствуют, очень яркие, кроме того, часто сопровождаются различными сопоставлениями из живой природы, не менее яркими: с какими-то горами, реками, деревьями, растениями и так далее, что толкователей, которые толкуют не по церковному, не в духовной традиции, а сами по себе, подвигло на мысль, что может быть сама эта невеста – это просто такой образ природы. Еврейское толкование такое, которое тоже сейчас стало довольно популярным, говорит о том, что сама по себе эта невеста – с животом, ногами и так далее – это, на самом деле, изображение географии Палестины. Невеста, ждущая жениха – это Палестина, ждущая прихода Мессии. Имейте в виду просто, что такие толкования тоже есть; но когда начинаешь читать, некоторые говорят, что вот это такая драма: тут есть хор девушек, хор юношей, главный герой и еще кто-то; но нигде мы не видим, чтобы эта песнь исполнялась вот таким образом, и, опять же, условность вот этого деления – где девушки, где юноши… Например, здесь есть такое место: «Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему,…отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его… Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (Песн.5,6-7), – картина такая. Зачем это? Как это в Священное Писание попало? Те же отцы толкуют это таким образом: эта невеста вполне уже приготовилась к приходу жениха, но выясняется, что все равно душа человеческая никогда вполне сама по себе своими усилиями не готова к тому, чтобы принять в себя Бога, чтобы соединиться со Христом, что это дело, несколько превышающее естество человеческое; поэтому, бросаясь на поиск снова отступившего как бы Бога, встречает ангелов, которые укоряют ее, говоря о том, что и они вполне не могут соединиться с Богом, не могут вполне воспринять это непостижимое естество, и еще более помогают ей совлечься от всего тленного… Вот, пожалуйста, толкование. Не дойдя до определенного уровня созерцания и рассуждения, довольно небезопасно пускаться в исследования этой книги.

В довершение слов о книге Песни Песней из Синопсиса святителя Афанасия Великого: «Отличие сей книги то, что она от начала до конца написана таинственно, со иносказанием гадательным, и смысл догматов, заключающихся в ней, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею». «Вся сия книга наполнена разговорами ветхозаветной Церкви со Словом, всего рода человеческого со Словом и церкви из язычников с Ним же, и опять Слова с нею и с родом человеческим; потом разговор язычников с Иерусалимом, и Иерусалима о церкви языческой и о самом себе. Далее воззвание служащих ангелов к призванным в веру людям… Приспособляясь к таким разговорам в Песне Песней, может каждый, рассматривая сию книгу, сочетать по смыслу сходные между собой происшествия».

Афанасьев [150,255] «В таинственном смысле предмет Песни Песней составляет пророческое учение о развитии и жизни общества верующих в союзе с Богом и под Его непосредственным водительством».

Юнгеров [211,134] «По содержанию книга Песнь Песней разделяется на две части, внутренне чрезвычайно тесно соединенные единством описываемых лиц и событий. Первая часть: 1 – 5, 1 – описывает драматически любовь Суламиты к ее Возлюбленному, ее желание теснейшего единения с ним и исполнение этого желания. Вторая часть: 5, 2 – 8, 14 – описывает разъединение Суламиты и ее Возлюбленного, их взаимные чувства скорби по поводу его и вторичное крепчайшее единение их».

Юнгеров [211,138] «Из приведенных доказательств общий вывод должен быть тот, что Соломон был писателем Песни Песней. Что касается более частного вопроса: в каком возрасте и в какое время он написал эту книгу, то решить это трудно. Конечно, по сравнению с книгой Екклесиаст, – старческим писанием Соломона, естественно думать, что не в период старчества написана Песнь Песней. Но и к годам юности, к каковым относят происхождение ее некоторые исследователи, едва ли возможно отнести ее написание, если признавать в ней аллегорический, а не буквально эротический смысл: юноше трудно такое возвышение. Кажется, естественнее всего отнести к зрелым годам наибольшего физического мужества и духовной мудрости Соломона, к годам наибольшего подъема его религиозности, с освящения храма до увлечения женщинами и прискорбного падения. Возвышеннейшие слова его возвышеннейшей молитвы по освящении храма (3Цар. 8 гл.) заключают в себе ближайшую аналогию возвышеннейшим мыслям Песни Песней».

География книги охватывает области далеко за пределами иудейских владений.

Песнь песней (по Афанасьеву)

I. Состояние невесты до союза брачного и самое бракосочетание Жениха и Невесты (1:1 – 5:1)

1. Первое движение любви в сердце Невесты, когда она представлена была во дворец царя (1:1 – 2:7);

(Возлюбленная в царских палатах ведет разговор сначала с подругами своими «дщерями Иерусалимскими», а потом с Возлюбленным, когда он, как царь, возлежал за столом).

Здесь изображаются верующие из язычников во времена Соломона, когда Откровение проповедано было среди них.

2. Состояние невесты вдали от Иерусалима, у себя дома, и дальнейшее развитие ее любви, по которой она решается бросить родину и искать своего Возлюбленного ночью в незнакомом городе (2:8 – 3:5)

(Свидание Возлюбленной со своим Возлюбленным в доме матери ея, после того, как она нашла его на улицах города, и ее рассказ пред Возлюбленным и дщерями Иерусалимскими о случившемся с нею).

После Соломона, когда язычники были предоставлены сами себе и руководствовались естественным созерцанием, испытывая сопротивление со стороны соплеменников.

3. Торжество бракосочетания Жениха с Невестою и беседа Жениха к Невесте, с описанием красоты ея (3:6 – 5:1).

(Привоз Возлюбленной в качестве Невесты из дома матери ее в дом Возлюбленного, как Жениха, и любвеобильная беседа Жениха к Невесте в чертоге брачном).

Воплощение Бога-Слова, Церковь Новозаветная. «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн.4:7). «Сильные Израилевы» (3:7) – апостолы Христовы.

II. Борьба Невесты с различными искушениями и окончательное соединение Жениха со своею Возлюбленною (5:2 – 8:14).

1. Возлюбленная из спального покоя вызывается ночью Возлюбленным, и, ища его затем по улицам города, претерпевает побои от городских сторожей, после чего соединяется со своим Возлюбленным и поставляется им в чести выше всех жен-цариц и наложниц; (5:2 – 6:8);

(Соединение Возлюбленной со своим Возлюбленным после того, как она искала его ночью по городу и претерпела за него побои и взаимная беседа их).

Проповедь Евангелия в мире.

2. Возлюбленная среди хозяйственных занятий в своем саду увлекается призывом к праздному веселью своими знакомыми, но вскоре отрезвляется от этого увлечения, и все свои заботы и богатства посвящает на пользу страждущих, а свою любовь – одному Возлюбленному, с которым и соединяется в доме матери своей.

(Свидание Возлюбленной со своим Возлюбленным в плодовом саду, причем она, как молодая хозяйка, рассказывает ему события дня и угощает плодами сада. Дщери Иерусалимские присутствуют вдали и неодобрительно и с завистью перешептываются о действиях Возлюбленной).

Борьба с лжеучениями.

3. Возлюбленная Суламита, окончательно соединившись с Возлюбленным, идет с ним под руку осмотреть свое плодообильное хозяйство, причем беседует о своей к нему пламенной, неземной любви, заботливо ходатайствует пред ним об устроении счастья своей младшей сестры, и, наконец, показывает ему свой плодообильный виноград в Ваал-Гамоне.

(Возлюбленная шествует, опираясь на своего Возлюбленного, и в беседе с ним просит последнего закрепления, запечатления их союза по силе ее любви к нему ходатайствует за свою младшую сестру и показывает ему свое плодообильное хозяйство).

Последние подвиги Церкви на земле.

Прп. Макарий Египетский Сл. о любви, гл. 13.(Цит. по: Свт. Феофан (Начертание христианского нравоучения, I, 226)):

«Когда случается тебе слышать об общении жениха с невестою, о хорах певцов, о праздниках, то не представляй ничего вещественного и земного. Это берется только в пример по снисхождению, поелику те вещи неизреченны, духовны и неприкосновенны для плотских очей, но подходят под понятия только души святой и верной. Общение Святого Духа, небесные сокровища, хоры певцов и торжества святых Ангелов понятны только для человека, познавшего сие самым опытом, а не испытавший не может вовсе и представить себе этого. Итак, слушай о сем с благоговением, доколе и ты за веру свою не удостоишься достигнуть таковых благ. И тогда ты душевными очами на самом опыте увидишь, каких благ и здесь могут приобщаться христианские души».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...