Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие ‘’социальный характер’’, универсальные способы отношения человека к миру Э.Фромма



Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ -- или классов внутри общества -- развиваются и обретают силу разные идеи.

Открытая Фроммом роль социального характера в развитии общества следующая. Формируясь в результате приспособления психики индивидов к социально-экономическим условиям, он становится производительной силой общества, а также определяет господствующие в обществе идеи. При изменении социально-экономических условий начинает меняться и социальный характер, что приводит к появлению новых психологических потребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают новые идеи и подготавливают людей к их восприятию. В свою очередь, новые идеи через воспитание усиливают новый социальный характер, который укрепляет новый социально-экономический порядок.

Неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.

Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической психологии и психотерапии Фромма - это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом. Вот те основные формы "социального характера", которые описал и выделил Фромм. И с точки зрения человека, который решился стать радикалом, построить себя в Сопротивлении, это открытие Фромма ценно тем, что, опираясь на него, опираясь на открытые Фроммом типы "социального характера", изучив эти типы, можно сопротивляться уже по принципу несоответствия. Можно сравнивать свое поведение, свои ощущения, свои реакции с тем, что мы знаем о поведении, ощущениях и реакциях носителей "непродуктивных" "социальных характеров". Если ваше поведение совпадает с теми типами поведения, которые общество предписывает носителю "социального характера" (сегодня это - рыночный тип, но в принципе речь идёт о всех "непродуктивных" типах "социального характера" - рецептивном, эксплуататорском, накопительском), то это - минус, от такого поведения надо избавляться.

Вопрос 40.

Иррациональная философия Шопенгауэра, Ницше, витализм

Иррационализм — ограниченность человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт. Утверждает иррациональный характер действительности. Философия иррационализма возникла в качестве реакции на события Великой Французской Революции. Разум сам по себе не способен привести человека к счастью. Большинство людей нуждается скорее в мифах, чем в знании. Попытка разобраться в причинах человеческих страданий привели Шопенгауэра к мнению о том, что в мире нет разума. Миром правит воля. Проявлениями воли являются инстинкт самосохранения, сила тяготения. Воля иррациональна, это просто потребность выжить, не имеющая никакой разумной, да и неразумной, цели. История бессмысленна, наука и техника не улучшают мира, а делают его более опасным. Науки не могут постичь мир, поскольку у воли нет рациональных законов. Человек, погруженный в мир воли, подверженный воздействию безжалостного времени, обречен на угасание, горе и, в конечном счете, бесследное исчезновение. Жизнь – это скорбь. Человек может преодолеть эту скорбь через изживание в себе «воли к жизни». Искусство и религия призваны отвлечь человека от мыслей о грядущем исчезновении. Философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм. Ницше и считал себя учеником Шопенгауэра, его учение значительно отличается. Ницше отрицает смерть. Жизнь – это вечный поток, вечный круговорот – вечное возвращение. Вся история повторяется. Воля слепа, но воля к власти – воля к жизни в человеке – проявляет себя как основа самоутверждения в духовной деятельности. Истины не существует. Наука занимается истолковыванием фактов, которые можно толковать как угодно. В толковании мира проявляется воля к власти. Человек создает сам себе мир, в котором живет. Высший моральный принцип – власть. Моральны те поступки, которые приближают к власти. Такая мораль приводит к тому, что в обществе доминируют богатые, сильные люди. Неудачные и полуудачые существа должны погибнуть. Носителем такой морали должен был стать сверхчеловек. Сверхчеловек не имеет иллюзий старой морали и культуры.

ВИТАЛИЗМ- течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. Элементы В. содержались в учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни.

.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...