Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности



§ пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи.

§ панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично.

§ диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Но коль скоро исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть.

Логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

Началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Очевидно, из небытия, из ничто. Действительно, из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но ведь у Гегеля речь идет не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление представляет собой переломное состояние когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет.

Процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. В мире ничего не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового.- конкретное отрицание.

Отрицание для Гегеля бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез. В результате отрицания положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание (отрицание отрицания), что ведет к синтезу. Вся эта конструкция называется триадой, которая выполняет методологическую, системосозидающую функцию. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы.

В целом философия Гегеля делится на три части: —

Ø логику

Ø философию природы

Ø философию духа.

Это не рядоположенные части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития. По крайней мере так считает сам Гегель. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.

Учение о бытии, например, включает в себя:

1) определенность (качество),

2) величина (количество),

3) мера.

Бытие, о чем мы уже говорили, это триада: чистое бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая непосредственная определенность бытия; Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Например, дикари (дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать.

Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходи качественный скачок.

Изменение бытия - переход качественного в количественное и наоборот. Вода через охлаждение не становится твердой постепенно, не делается сначала кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть консистенции льда.

Благодаря количественным изменениям мера легкомыслия оказывается превзойденной и появляется нечто совершенно иное, а именно преступление. Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель — в порок. Законы и государственный строй превращаются в нечто другое, когда увеличивается объем государства и возрастает число граждан.

Вопрос о движущей силе этого развития формулирует в учении о сущности. «имеется в вещах нечто пребывающее, это пребывающее есть прежде всего сущность».

Качество, количество, мера — категории бытия, формы, в которых мы воспринимаем действительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Но опытным путем невозможно постичь сущность вещей. Сущность есть внутренняя основа и причина бытия, а бытие — внешняя форма сущности. Нет чистых сущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия. Сущность - бытие на более высокой ступени. Все существующее содержит в себе противоречие, единство противоположных моментов.

«Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

Даже самый простой вид движения — перемещение тела в пространстве — представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Вскрытые противоречия свидетельствуют не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине. Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления.

Учение о понятии — третья часть логики Гегеля. Выражает точку зрения абсолютного идеализма. Понятие и другие логические формы не являются отражением вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения понятий, должны им соответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ведь «Бог сотворил мир из Ничего, мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний. Понятие то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.

Реальные вещи— это понятия, суждения и умозаключения. Логические формы — не субъективное творение человеческой головы, а отражение закономерностей объективного мира, обычных отношений вещей. Понятия, суждения и умозаключения -диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже и в силу этого — логическим формам.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...