Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кузанский видит цель в познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится...". Возможность познания заложена в самой природе человеческого разума. Если бог "развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя "предметы рассудка. "Развертывание" не есть и субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - способности суждения.
Ум человека обладает способностями, низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах. Будучи тесно связан с телом как орудием познания, рассудок осмысляет полученные ощущением внешние впечатления и позволяет, путем их логического различения и сопоставления, прийти к более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать полноты знания. К постижению истины ведет разумная высшая способность человека - его разум, способный к интуитивному постижению.
Единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и истолкованный бог, трактованный в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.
Интеллектуальным познанием постигается сущность вещей, отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум в других сочинениях Кузанца, определяющего этими понятиями бога как бесконечную сущность вещей. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в которой совпадают противоположности, процесс познания рассматривается как раскрытие этого совпадения, как восхождение от знания конечных вещей к постижению их бесконечной сущности.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 466 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!