Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема соотношения бога и мира



Центральная проблема - соотношения бога и мира. Но его теоцентризм представляет собой явление новое и совершенно чуждое всей традиции средневекового католического богословия.

Концепция «Ученое незнание» не есть отказ от познания мира и даже бога, это не уход на позиции скептицизма. Речь идет о сложности и противоречивости самого процесса познания.

"Ученое незнание" есть отказ от господствовавшей в богословской мысли католического средневековья "положительной теологии". Единственно возможным способом постижения бога объявляется так называемое апофатическое или отрицательное богословие.

Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. Прежде всего, это означало отход от религиозной персонификации бога и упрощенно антропоморфных представлений о нем.

Соотношении конечного мира, мира конечных вещей с их бесконечной сущностью, с бесконечным, безмерно великим первоначалом. Постижение бесконечного бытия в его соотношении с бытием конечным есть глубоко философская проблема.

Трактовка бога как бесконечного единства связана у Николая Кузанского с диалектическим учением о боге как средоточии единства противоположностей и о переходе от бога к миру как процессе раскрытия этого диалектического единства, как о переходе от единства к множественности, от бесконечности к конечному.

"Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"

Бог, рассматриваемый Николаем Кузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с ними величайшее начало бытия, получает у него наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало. Он - максимум, так как он то, более чего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум совпадают. Максимум бесконечен, и поэтому он не только превосходит все вещи и заключает их в себе, но он "несравненно выше их". В более поздних сочинениях Николай Кузанский применяет для наименования бога понятие "неиное" и "бытие-возможность".

"Неиное" есть наиболее полное выражение "отрицательного" определения бога, в качестве "неиного" он не есть "ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое", "ни несущее, ни ничто". Именно определение бога как "неиного" приводит к категоричному выводу отрицательного богословия, что "бог есть все во всем и в то же время ничто из всего"

Понимание бога как "бытия-возможности" (possest) исходит из того, что "только один бог есть то, чем он может быть" т. е. заключает в себе всю возможность бытия и в то же время всю полноту вечной актуализации бытия.

Мир содержится в боге, бог охватывает собой весь мир. Эта позиция пантеистическая, но склоняющаяся скорее к пантеизму мистическому: не бог отождествляется с природой, а природа, мир заключены в боге.

Понятия "развертывания" и "свертывания"

Для характеристики процесса перехода от бога к миру избегает понятия акта творения из ничего. Не употребляет он и неоплатонического понятия "эманации", истечения мира из бога. В этом процессе происходит то, что Николай Кузанский именует "развертыванием" из бога того, что содержится в нем в "свернутом" виде.

Здесь речь идет о "саморазвертывании" абсолюта, что ведет к более глубокому пониманию мира как единства, к преодолению иерархических представлений о мире. ". Бог есть все, но он "есть все в свернутом виде". Созданный же богом мир, "все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде". Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время - развертывание мгновения, движение - развертывание покоя, так и весь мир предстает как развертывание собственной сущности, свернутой в боге, как раскрытие или развитие.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...