Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Геоцентризм философии Средних веков, ее основные особенности и проблемы. Креационизм и Провиденциализм



Особенностями философии Средневековья являются:

1. философское учение средневековья теоцентрично (все в мире определяет Бог);

2. философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), монотеистична;

3. постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). «Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее».

Геоцентризм -концепция об устройстве Мира, зародившаяся ещё в 6-7вв. до н.э. Это учение о том, что в центре Вселенной находится Земля, а вокруг неё вращаются планеты, в том числе и Солнце. Оно господствовало в умах древних вплоть до 1542 года, когда Коперник своей книгой «О вращениях небесных сфер» перевернул мировоззрение мирового сообщества и открыл глаза людей на истину, положив начало нового этапа в развитии планеты Земля. Его основоположенником был Анаксимандр Милетский (около 530г. до н.э.), который «оставил нам не только первую систему мира, но и первую космологическую картину мира, а также первую космогоническую гипотезу. Далее его развивали многие учёные, из которых одним наиболее значительным был Клавдий Птолемей. Затем благодаря выдающимся умам Коперника и Кеплера, геоцентризм превратился в гелиоцентризм, который затем окончательно утвердился (хотя и не без трений) в мировом сообществе. Ну вот пожалуй и всё, что можно вкратце сказать о геоцентризме и следующей за ней концепции гелиоцентризма, которая, на мой взгляд, явилась естественным продолжением геоцентризма.

В наше время, концепцию геоцентризма разделяют на три главные составляющие, а именно: астрономический геоцентризм, естественнонаучный и общественнонаучный. Каждая из них предполагает своё объяснение. Астрономический (классический) говорит нам о том, что в центре мира находится Земля. Он является общепринятым и обуславливается отсутствием у древних знаний о Космосе. Такой поход к геоцентризму довольно прост: всем ясно, что люди, жившие более двух тысяч лет назад, не могли наблюдать звёздное небо на должном уровне, а значит, и не могли составить себе чёткого представления о нашей Вселенной. Они просто не могли, да и не хотели думать о том, что помимо Солнечной системы существуют ещё и другие планеты, другие звёздные системы, а также много ещё того, что мы называем сейчас космическим пространством. Земля наш дом, она была домом и для древних людей, но они чувствовали себя намного уязвимее, чем мы сегодня. Весь мир был для них маленьким кусочком суши и кончался в том месте, где начиналось море или океан. Поэтому в те далёкие времена естественным было то, что Земля считалась центром Вселенной.

Другой вид геоцентризма-естественнонаучный. Данная теория распространяется, помимо астрономии, на другие науки. Это может быть физика, химия, биология и т.д., одним словом естественные науки. Оттого он и называется естественнонаучным. Коротко его можно охарактеризовать следующим образом. В естественных науках в центре Земля Ничего кроме Земли быть не может, и все процессы происходят только на Земле, а Вселенная в них никакого участия не принимает. Другими словами «Земля объясняет всё». Это находит объяснение в естественном подходе к проблеме. Всем понятно, что в биологии, на пример, не может быть никаких связей с нашей Вселенной, так как в космосе, конечно, биологической жизни не существует. Но в то же время в физике могут (они и есть) быть множество перекликающихся между собой аспектов. Сам по себе, этот вид геоцентризма довольно интересен и вызывает множество проблем и вопросов. На мой взгляд, это даже отдельная тема для отдельного разговора, поэтому ограничимся его описанием и перейдём к характеристике другого его вида-общественнонаучного.

Характерной чертой общественнонаучного геоцентризма, является отражение влияния именно земных условий и закономерностей, то есть того, что свойственно только Земле и не присуще космосу. Он как раз и освещает вопросы взаимодействия нашей планеты с остальной Вселенной. Геоцентризм, как мы знаем, говорит о том, что Земля различна с космосом, происходит «абсолютизация различия между земным и космическим». А негеоцентризм наоборот, провозглашает сходство Земли с космосом, «игнорирует различие между земным и космическим»..

Геоцентрическая система мира (от греч.— Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект — мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...