Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рациональное познание. Рациональное познание – это опосредованное взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется при помощи понятий



Рациональное познание – это опосредованное взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой предметы мыслятся в их существенных свойствах. Всякое понятие всегда выражается словом или группой слов.

Суждение – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой что-либо утверждается или отрицается о чем либо. Во всяком суждении различают (S) – предмет мысли и (P) – предмет суждения – то, что говорится о субъекте. С точки зрения логики всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь.

Умозаключение – такая логическая форма мыслей, когда из нескольких суждений строится новое, которое несет новое знание (снег, низкая температура => зима). Последнее называется выведенным и как правело лишено чувственной достоверности. Принято выделять следующие виды умозаключений: дедуктивный – когда ход мыслей направлен от общих положений к частным, и индуктивный – когда ход мыслей направлен к частным положениям. То обстоятельство, что логическое познание связано с языком означает, что выводное знание – это знание, которое приобретается индивидуумом через взаимодействие с другими индивидуумами посредством языка. Это расширяет то знание, которое получено в личном опыте.

Рационализм – размышления, логическое построение, иррационализм – интуиция.

Роль практики в процессе познания:

1. пр. – исходный пункт познания. Потребности чел-ка движут познание.

2. пр. – цель познания. Что м\дать действующие сейчас науки?

3. пр. – один из критериев истины.

Декарт – критерием истины является ясность и отчетливость нашего мышления. Но тогда люди будут иметь разные истины, ибо что ясно для одного – мутно для другого.

Фейербах – критерий истины чувственность и непосредственность восприятия явлений органами чувств. Но истинное от ложного так не отличить (кажется, что солнце вращается).

Махисты (Беркли) – истинны те положения, которые происходили со многими людьми. (Если факт превращения воды в вино наблюдался многими – это истина). Богданов – истинно то, что укладывается в причинно-следственные связи. (Но учение о домовых тоже укладывается – есть социальные и гносеологические причины).

Прагматики (Дьюи) – истинно то, что выгодно.

Джемс – истинно то, во что мы верим.

Диалектический материализм – истинно то, что подтверждается практикой, т.е материальной производственной деят-тью людей. Чтобы проверить истинность того \ иного положения, необходимо разработать определенное практическое мероприятие, и если реализуется то, что мы предполагали, мы тем самым доказываем истинность того положения, из которого мы исходили.

Диалектика теории и практики: одна теория это схоластика, одна практика – ползучий эмпиризм. Надо соединять!!!

Метафизики-материалисты – недооценивали пр., сводили ее к потреблению пищи, питья.

Объективные идеалисты – мировой разум управляет миром, как он себя реализует – пр-а.

Субъективные идеалисты – пр. это деят-ть, которая обусловлена волей и интуицией человека. Они отделяли теорию познания от практики. Согласно их учениям, явления внешнего мира не являются объективной реальностью, а представляют собой совокупность ощущений. Практика же свидетельствует об обратном.

Домарксистская Ф. Бэкон – под практикой понимал только эксперимент, т.е. опытную проверку положений. Марксисты включают эксперимент в практику, но не сводят ее к нему.

Марксисты – пр. это чувственно-предметная деятельность, направленная на непосредственное преобразование объективной дест-ти с целью удовлетворения потребностей самого субъекта.

Структура практики определяется структурой потребностей самого человека (потребностей много).

Формы пр.: материальное производство, производство духовных ценностей, полит. деят-ть, повседневная деят-ть, научно-экспериментальная деят-ть.

Человек в процессе познания начинает с практики, переходит к абстрактному мышлению, от него снова к практике и так, проходя цикл за циклом, обогащает свое знание вещей, проникает глубже в мир явлений.

Относительность практики – познание может обогнать практику и наоборот.

Абсолютность практики – только на основе практики можно установить объективную истину.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...