Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второе укрупнение ССРБ. Конституция БССР 1927 г



35. Политика беларусизации: задачи, этапы, успехи, просчеты.

Если попробовать дать сжатое определение политики бело­русизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение на­циональной политики Коммунистической партии и Советской вла­сти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям. Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освобо­дительное, движении. После победы Великой Октябрьской социа­листической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном стро­ительстве. После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конк­ретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г. Компартия и прави­тельство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разрабо­тали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной по­литики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации.

Если рассматривать политику белорусизации с хронологичес­кой точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа:

1) со времени победы Великой Октябрьской социалистичес­кой революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработ­ки основ национальной государственной политики;

2) июнь 1923 — июль 1924г. В это время шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению государ­ственной национальной политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923г. при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия, которой было по­ручено выработать конкретную программу действий в этом направлении. В июле 1923г. Пленум ЦБ КП(б)Б на основе предложений комиссии утвердил документ под названием «Кон­кретизация платформы по национальному вопросу, принятой По­литбюро ЦК РКП(б) в условиях Белорусской Советской Социалис­тической Республики». В постановлении Пленума, хотя и без детальной проработки, но уже достаточно выразительно был на­мечен комплекс мер по хозяйственному возрождению края, территориальному самоопределению белорусского народа, развитию Белорусского языка и расширению сферы его функционирова­ния, развитию национальной культуры и повышению культурно­го уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партий­ного, государственного, профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной ра­боте в советском строительстве революционно-демократических элементов нации. Эта программа неоднократно углублялась и конкретизировалась;

3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г. На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президи­ум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным дея­телем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах. При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках.

Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятель­ное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии. Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б. В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетен­ием национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы. Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и по­вышение уровня жизни трудящихся.

С позиций реального равноправия рассматривались и про­блемы территориальной консолидации белорусского народа, меж­национальных отношений в республике. Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа админист­ративно-территориального деления — создавались округа, райо­ны и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип. С целью учета интересов и потребнос­тей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г. в БССР насчи­тывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был со­здан отдельный национальный польский район с центром в Дзер­жинске.

При всей базовой значимости этих направлений в националь­ной политике 20-х годов ее основное содержание определяли воп­росы развития белорусского языка и культуры с безусловным обес­печением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств.

В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие усло­вия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терми­нологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры. Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы.

Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения. Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях.

Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территори­альных частей Красной Армии, периодической печати, изда­тельств.

Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались так­же история, экономика и география Белоруссии, белорусская ли­тература.

Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обяза­тельном владении русским) и перевод на него делопроизводства. Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достиг­нуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учрежде­ниях владели 80% служащих против 20% в 1924г., в окружных и районных — 70%.

Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непос­редственно соприкасались с белорусским населением. Все делоп­роизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке. Основная внутриреспубликанская до­кументация печаталась на четырех языках — белорусском, рус­ском, еврейском и польском. Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-право­вые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на бело­русском и одном из трех других государственных языков.

Необходимо отметить, что широкому распространению бе­лорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили бе­лорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др. Своим словом они будили национальное самочув­ствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздей­ствие на консолидацию белорусской нации.

Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформи­ровалось ядро талантливых ученых, велись исследования и изда­вались труды по проблемам истории, общественной мысли и эко­номики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становле­нии белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР.

Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек.

Вскоре в политике белорусизации начали про­являться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреж­дениях начали составлять списки сотрудников, которым вменя­лось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сро­ки. Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокра­щались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 564 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...