Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Национально-территориальное размежевание народов Средней Азии



С установлением советской власти встала задача быстрее образовать национальную государственность угнетенных народов и определить их территорию. Суть национальной политики Советского государства в начале 20-хгг. сводилась «к максимальному удовлетворению интересов всех наций в многонациональном государстве» (октябрь 1922г., В.И.Ленин)

Существенным признаком суверенитета государства является территория с четко очерченными границами.

Учитывая стремление казахского народа объединится в единую республику, еще в феврале 1920 г. ЦК РКП (б) принял решение создания Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической республики, в состав которой ввели бывшую спорную территорию – Оренбург, который стал первой столицей республики. После этого споры по территориальному вопросу не прекратились: - остро обсуждался вопрос о вхождении в КАССР Акмолинской и Семипалатинской областей, возвращение казахам земель 10-верстной полосы по р.Урал, р.Иртыш; - проблема вхождения в КАССР Кустанайского региона; - пограничное размежевание южных областей Казахстана с республиками Средней Азии

В результате к 1924г. в состав КАССР вошли области Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская, Мангышлакский уезд, часть Закаспийской области, Букеевская Орда, часть уездов Сыр-Дарьинской области, часть Самаркандской области и Джетысуйской области.

Территория республики увеличилась на 1/3, и составила 2,7 млн.кв.км с насилением около 5 млн.чел.

На V Всеказахском съезде Советов (апрель 1925г.) было восстановлено историческое имя казахского народа, постановив впредь именовать киргиз – казахами. Право на самоопределение, провозглашенное Октябрем, обрело для казахского народа реальность.

60. Казахская степь глазами европейских путешественников: Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Марко Поло.

При Чингисхане и его преемниках Монгольская империя достигла размеров неслыханных в истории человечества. В результате грабительских походов монгольская знать завевала Северный Китай, Восточный и Западный Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищными разорениями. Чтобы выяснить обстановку в этих регионах начиная с 40-х гг. XIII века из Западной Европы в Центральную Азию в ставки монгольских правителей стали отправлять миссии. Большую активность по линии установления связи с монгольскими ханами проявили римский папа Иннокентий IV и французский король-крестоносец Людовик – IX Святой. Иннокентий IV воспользовался для этой цели наиболее образованными нищенствующими монахами незадолго орденов: доминиканского (1216 г.) и францисканского (1223).

Доминиканцы во главе с Плано Карпини в 1245 году были отправлены северным путем в столицу монголов Каракорум. Они перешли через Альпы, пересекли Центральную Европу и русские земли и достигли низовьев Волги, где тогда находилась ставка Бату. По дороге монахи собирали сведения и монголо-татарах и завоеванных ими странах и народах. Из записок Карпини западноевропейцы впервые узнали впервые узнали реки Восточной Европы под их настоящими названиями. Бату-хан предоставил францисканцам надежный конвой до Каракорума. К востоку от Яика папские послы познакомились с народностями Центральной Азии, игравшими большую роль в ее истории с канглами и каракитаями. Затем они пошли в область, занятую найманами. На путешествие от Сарай-Бату до Каракорума им потребовалось три месяца. Весной следующего 1247 года они оправились домой и благополучно вернулись в Лион. На все путешествие ушло около двух лет.

Плано Карпини описывал традиции, быт, культуру народов, проживавших в Казахстане. Он писал: "Иные жилища скоро разбираются и опять складываются и навьючиваются на скотину (юрта), другие же разбирать нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы они не ходили на войну или с места на место, всегда берут их с собой". В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение.

Важные географические сведения собрала другая францисканская миссия в Каракорум – фламандца Виллема Рейсбрука, более известного под офранцуженым именем Гильом Рубрук. Отправлена была миссия Рубрука из Палестины (город Акка) французским королем Людовиком Святым. Рубрук отплыл от берегов Палестины в Константинополь зимой 1253/54 гг., переплыл Черное море и высадился в Крыму. В мае 1254 года он двинулся ан восток. От ставки Бату его путь шел на Яик, через степи, мимо Аральского моря и Сырдарьи. Затем они дошли до Таласа, Или, Чу, Джунгарского Алатау, озера Алаколь и до ставки Мункэ (великого хана монголов). Таким образом, миссия Рубрука прошла по семиреченскому участку Великого шелкового пути. Летом 1255 года они отправились обратно и через год вернулись в свой монастырь. Отчет Рубрука представляет большой интерес не только для историков, но и для географов. Рубрук описал некоторые страны Центральной и Восточной Азии. В своих записках он описывал те племена и народы, которые проживали в том период на территории Казахстана, в том числе их хозяйство, быт и культуру. По свидетельству Рубрука, "кыпчаки покрывали юрты белым войлоком, чаще же пропитывают войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче, а иногда они берут черный войлок. Именно они (кыпчаки) сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей". Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов.

Наиболее интересной считается Книга Марко Поло, в которой он описывает свои путешествия в восточные страны, совершенные им и его старшими родственниками после Плано Карпини и Рубрука. Причем в его книге описываются не только те страны, которые он посетил лично, но и очень отдаленные страны. В XIV-XV вв. его книга служила для составления географических карт в Азии. Самая ранняя версия книги была составлена около 1298 года.

Все эти путешественники побывали на территории Казахстана в XIII веке после нашествия войск Чингисхана, в период правления его преемников. Поэтому большинство сведений касается именно этого периода истории Казахстана. Плано Карпини свидетельствует о большом разорении городов Южного Казахстана после нашествия. Он также отмечет, что пострадало не только городское население, но и кочевое. Вот что он пишет: «Мы въехали в земли кангитов… В этой земле мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на земле подобно навозу… Эти люди не обрабатывали землю, они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары, а те кто остался в живых обращены ими в рабство». Марко Поло писал о том, что при монголах «городам не позволено иметь стены и врата, дабы не могли препятствовать вступлению войск».

Рубрук, проезжавший всего лишь немногим более тридцати лет спустя после нашествия монголов, одним и первых оставил свидетельства о разрушении земледельческой культуры, об исчезновении городов Жетысу.

Оставили они свои свидетельства и о улусе Джучи в период правление его преемников. По свидетельству Плано Карпини на Иртыше около озера Алаколь жил Джучи-хана – Орда-Еджен.Многие страницы книги Марко Поло посвящены «царям западных татар», начиная от Саина (Бату) и до хана Тохты (1290-1312), которого он назвал «царем Запада».

Основываясь на данных этих путешественников мы можем судить и о типе хозяйства на территории Казахстана. По свидетельству Марко Поло и Вилгельма Рубрука на территории Казахстана в период средневековья наиболее было распространено полукочевое скотоводство, при котором кочевники-скотоводы в той или иной степени занимаются земледелием и сенокошением, заготовкой корма для скота и имеют места постоянной оседлости, к которым возвращаются на зиму, завершив цикл весенне-летне-осеннего кочевания. Например, Рубрук оставил упоминание о том, что когда он проезжал через Сарысу и Улутау в октябре 1253 года, то не застал там никого, так как с наступлением зимы «скотоводы опустились к югу». Таким образом, свидетельства путешественников подтверждают стабильность использования, несмотря на часто возникавшую военную обстановку, давно установившихся кочевых маршрутов с юга не север и обратно.

Таким образом, Плано Карпини, Виллем Рубрук и Марко Поло оставили многие сведения по истории Казахстана средневекового периода.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1025 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...