Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Территория Казахстана в системе мировой цивилизации (6-12 вв.), развитие науки и культуры. Памятники архитектуры. Города и поселения Казахстана



Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Наибольший расцвет их приходится на VII-XII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: среднее течение Сырдарьи (Испиджаб, Фараб или Отрар); нижнее течение Сырдарьи (Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент); Юго-западное Жетысу (Тараз, Суяб, Баласагун); северо-восточное Семиречье (Каялык, Алмалык).

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана. Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз.

Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.

Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения. В X-XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов: Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент.

О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево). Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.

Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.

Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву.

Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В окрестностях Каркаралы были обнаружены рудники Темирчи, Кызырай, Коныспай и Арзыкул. Железо добывалось также и в Баянауле. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кок-шетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны.

Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. В период тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. К этому времени относится широкое распространение каменных изваяний. Особенно большие группы изваяний располагаются в Жетысу, Центральном и Западном Казахстане и принадлежат карлыкам и кыпчакам. Ранние из них схематичны и плоскостны, поздние - близки к объемной скульптуре. На них проработаны черты лица, детали одежды, прически, оружие, пояса, украшения.

В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.

Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ - мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки. На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения.

Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. Традиционным видом верхней одежды был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков. Зимой тюрки и карлыки носили меховые шубы, а летом вместо тымака - легкую войлочную шляпу с узкими полями. Женщины одевали платья и халаты, которые шились из привозной хлопчатобумажной или шелковой ткани.

Таким образом, мы видим, что в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.

В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. Широко известны исторические предания о священной земле "Отукен", неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Марвази, Махмуда Кашгари. На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. О развитии народного творчества того времени дают представление многочисленные пословицы и поговорки, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный опыт трудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваются людские пороки.

Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии того времени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - "Коркыт Ата" и "Огыз-наме". Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма "Кутатгу билик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хасхаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов "Дивани Хикмет" (Книга о премудрости).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...