Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Маргинальность — это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь-ности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом.
Можно выделить следующие разновидности маргинальности:
1) собственно социальная Маргинальность, например,
группы, которые порвали связь с прежным слоем, но еще
не присоединились к новому слою;
2) биологическая Маргинальность, связанная с нару
шением здоровья;
3) политическая Маргинальность, при которой инди
видов не устраивают существующие формы политичес
кой жизни и управляющие ею законы;
4) экономическая Маргинальность, которая сводится в
основном к феномену безработицы, как вынужденной, так
и намеренной (в последнем случае безработный живет на
деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ
ством или иными структурами);
5) этническая Маргинальность, то есть принадлежность
к одному из национальных меньшинств;
6) возрастная Маргинальность, возникающая в резуль
тате разрыва между поколениями;
Маргинальность
Маргинальность
7) криминальная маргинальность;
8) религиозная маргинальность, при которой человек
находится вне конфессий и не может совершить выбор в
пользу одной из них.
Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.
Маргинализация — это процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая в этом случае характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом.
Россия пережила две основных волны маргинализации. Во-первых, это период после революции 1917 года. В этот период своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев, которые практически моментально из представителей низшего класса стали элитой. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 70-х гг. Вплоть до 90-х гг. маргинализация носила исключительно индивидуальный характер, то есть не была массовой.
Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 90-х гг., когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных
групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.
XIII. |
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ СОЦИОЛОГИИ
4% Современное общество £ как постиндустриальное общество
Понятие «постиндустриальное общество» было введено американским социологом Д. Беллом в 1974 г.
В настоящее время в понятие постиндустриального общества включают целый ряд признаков, которые позволяют противопоставить его доиндустриальному и индустриальному типам общества.
1) этот тип общества предполагает, что число людей,
занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50%
от всего населения. США достигли этого уровня к началу
60-х гг. прошлого века. Для постиндустриального обще
ства характерно то, что сельскохозяйственных и промыш
ленных продуктов в нем производится больше, чем дан
ное общество может потребить. Именно по причине пере
производства значительная часть рабочей силы перехо
дит в сферу услуг;
2) для постиндустриального общества характерны та
кие черты, как большая роль научных исследований и
знаний. Основной метод принятия решений - - это ис
пользование разного рода моделей, аналитических ме
тодов и т.д.;
3) такое общество ориентировано на будущее;
4) основной потребностью является потребность в знани
ях, которые получают в специальных исследовательских
институтах, лабораториях исследователи-специалисты;
5) социальная коммуникация протекает главным об
разом на уровне «человек — человек», а не на уровне
«человек — природа» или «человек — машина», как на
предыдущих этапах;
6) ведущей технологией является умственная техно
логия, а не ручной труд или механизированная техноло-
Современное общество как постиндустриальное общество
гия, как на предыдущих этапах. По этой причине современное общество называют также «информационным обществом». Данный термин ввел японский исследователь Ионейи Масуда, хотя идея знаний как продукта, которым можно торговать, была высказана еще в 1962 г. Фрицем Мэклапом.
Для сравнения приведем черты, которые характеризуют прединдустриальный и индустриальный типы обществ:
• Так, для прединдустриального типа общества харак
терна ориентация на традицию; главным сектором
производства является заготовка сырья, которая осу
ществляется в рамках крестьянских семей; такое
общество направлено в прошлое; оно стремится к
удовлетворению главным образом только бытовых
потребностей; в принятии решений основным мето
дом является метод «проб и ошибок».
• Что касается индустриального общества, то основ
ным его движущим механизмом является стремле
ние к экономическому росту; главным сектором про
изводства является обработка и переработка матери
алов, которая осуществляется коллективами рабочих
на фабриках и заводах. Такое общество и его члены
стремятся к максимальной адаптации к настоящему
моменту и к удовлетворению социальных потребнос
тей. Основным методом принятия решений является
эмпирическое исследование.
Основные положения концепции Д. Белла заключаются в следующем.
1. В процессе становления постиндустриального обще
ства происходит переход от экономической модели раз
вития к модели социологической, в чем выражается не
обходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации
взаимодействия людей.
2. Это находит проявление в целом ряде признаков.
Во-первых, экономическая мотивация исчерпывает себя,
поскольку уже достигнут уровень благосостояния, кото
рый удовлетворяет большинство людей. Во-вторых, у
9. Зак 486
Современное общество как постиндустриальное общество
людей возникает понимание, что существует не только личное, но и общее богатство, например, чистота окружающей среды; это стимулирует поиски путей увеличения общественной формы богатства. В-третьих, осознание того, что существует общественная форма богатства, приводит к тому, что общество становится более конфликтным, и разрешение этих конфликтов оказывается все более и более трудной задачей.
3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на
смену распределения по вкладу приходит распределение,
основанное на справедливости. В результате этого у ин
дивида нет необходимости прикладывать особые усилия
для выживания, что было основной движущей силой во
времена капитализма (индустриального общества).
4. Развитию постиндустриального общества препятству
ет то, что капитализм подорвал христианские по проис
хождению гуманистические ценности. Вследствие этого
возникает вопрос: возможно ли дальнейшее развитие в
условиях отсутствия таких ценностей?
Что касается такого свойства современного общества, как значимость знаний и информации, то на нем следует остановиться подробнее. Для него характерно два основных признака: 1) использование вычислительной техники, при помощи которой человек решает стоящие перед собой задачи, и 2) увеличение скорости обмена информации, что невозможно без разработки новых средств ее передачи.
Кроме того, в информационном обществе возрастает взаимозависимость между разными сферами, то есть обратные связи оказываются более тесными. Например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в сфере обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше.
Идея информационного общества (как основной формы социального в настоящий момент) была подвергнута жесткой критике. Во-первых, информационное общество не так уж безобидно, как это было представлено в разра-
Современное общество как постиндустриальное общество
ботках Масуды и его исследовательской группы; оно таит в себе опасности, о большинстве которых мы пока можем лишь догадываться.
Во-вторых, в данном термине содержится некоторая неточность. С одной стороны, современное общество мы могли бы с таким же успехом назвать «обществом автоматики и связи». С другой стороны, данный подход в недостаточной степени разграничивает знания и информацию.
Современное общество как постмодернистское общество
Современное общество
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!