Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средства массовой коммуникации и гражданское общество



Существует ряд базовых принципов демократии, осуществление которых предполагает активное участие средств массовой коммуникации. Среди них — наличие компетентных граждан, принимающих осознанные политические решения. Последнее требует создания информационных условий, при которых граждане смогут понять актуальные проблемы, оценить возможные варианты их решения. Залогом эффективного участия в демократическом процессе является равный доступ граждан или представляющих их ассоциаций к средствам выражения мнений.

В современных условиях как никогда значимым является вопрос, в какой мере средства массовой коммуникации способствуют развитию демократических тенденций. Прячем, наряду с актуальной политической проблематикой, чрезвычайно важной является собственно теоретическая плоскость анализа этого вопроса.

Об интерпретации понятия гражданского общества. Гражданское общество представляет собой некоторое пространство, на котором разворачивается политическая активность граждан. Наряду с этим предполагается, что пространство гражданской активности является так или иначе законодательно упорядоченным — здесь на место произвола власти, приходит диктатура закона.

Массовая информация в контексте базовых прав и свобод личности. Центральными для понимания роли массовой коммуникации в рамках либеральной теории являются идеи, связанные с необходимостью защиты интересов и свобод граждан от чрезмерной опеки правительства и государства. Гарантии как свободы слова, так и свободы прессы являются в этой связи одним из краеугольных камней концепции.

Свободное выражение мнений через независимую прессу является принципиальным условием формирования просвещенного общественного мнения, инструментом контроля и противодействия всевозможных злоупотреблений и нарушений со стороны правительственных органов. Различаясь в отдельных моментах, идеи представителей ранней либеральной мысли были сходны в главном — свободная и независимая пресса является гарантом от проявлений деспотизма власти государства. В целом концепция свободы печати является выражением идеи того, что эффективное функционирование прессы возможно только при условии некоторого свободного пространства информационного обмена — свободного рынка идей.

Доводы в пользу идеи свободы печати также связывались с тем обстоятельством, что свободный обмен мнениями между гражданами позволяет достичь истины. По мнению Джона Стюарта Милля (1806-1873), замалчиваемые правительством мнения, как неверные, на самом деле могут соответствовать фактам реальной жизни. Отсюда цензурирование мнений представляет собой отрицание их потенциальной истинности. Вместе с тем, даже ложное мнение несет некоторую долю истины, а потому истина может быть выявлена через столкновение мнений, что невозможно без свободы печати. И, наконец, если взгляд, выражающий истину, не будет встречать критики, то со временем он может переродиться в предрассудок. Печать в этой связи представляет собой союзника истины, ее нельзя ограничивать или цензурировать.

Таким образом, свободное выражение мнений через независимую прессу является принципиальным условием формирования просвещенного общественного мнения, инструментом контроля и противодействия всевозможных злоупотреблений и нарушений со стороны правительственных органов. Различаясь в отдельных моментах, идеи представителей ранней либеральной мысли были сходны в главном — свободная и независимая пресса является гарантом от проявлений деспотизма власти государства. В целом концепция свободы печати является выражением идеи того, что эффективное функционирование прессы возможно только при условии некоторого свободного пространства информационного обмена — свободного рынка идей.
56. Миф как семиологическая система. Кодирование, декодирование.

Семиология – это теория, использующая свойства знаков и знаковых систем, а также законы ими управляющие. Предметная область семиологии – изучение знаков как носителей значения; кодов и систем, в которые знаки организуются; культуры, в рамках которой знаками и кодами оперируют.

«Концепция мифов», Ролан Барт

Миф – это древнейший способ понимания действительности, исключающий неразрешимые проблемы через сведение их к объяснению через разрешимое и понятное. Через миф общество погружается в сферу идеологии. Миф нельзя трактовать в рамках ложного сознания.

Миф – это вторичная семиологическая система. Денотация – основа: означаемое (смысл, например, цвета светофора) и означающее (форма, например, светофор) играют роль. Коннотация – описание работы знака во вторичном понятии (как знак преломляется в связи с чувствами индивида).

Миф – это всегда текст, с помощью которого в конкретной культуре понимаются различные стороны реальности или природы. Миф – это метаязык, расширенная семиотическая система, которая позволяет классифицировать реальность в различные тексты, знаки. Через миф обеспечивается постепенное понимание тех или иных ценностей и явлений в качестве естественных, нормальных, соответствующих здравому смыслу. Барт рассматривал структуру мифа, говорил о современном буржуазном мифе.

Леви-Стросс гГоворил о бинарных оппозициях (муж-жена, мать-отец). Считал, что мифы существуют и хорошо просматриваются только в архаическом обществе. Анализировал язык, говорил о мефемах. Мефемы – это две противоположности, заменяющиеся другими, и между ними переходный элемент, сглаживающий эти противоположности. Миф транслирует своеобразные закодированные послания от культуры к индивиду. Структура мифа подобна структуре родства.

Карл Юнг говорил о мифах как о проявлении коллективного бессознания.

КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ

Код – это система означения или свод правил, интерпретационных схем, с помощью которых определенные знаки соотносятся с определенным смыслом. Расшифровка кода невозможна без знакомства с конвенциями (договоры, условия, правила).Коды необходимы для общения.

Код – это набор практик, обеспечивающих коммуникацию. Например, код поведения, научный код, эстетический код. Фотографии, телевидение, кинематограф обеспечивают передачу сообщения сразу несколькими кодами.

Коды, используемые в СМИ: жанр,работа камеры (угол съемки, композиция, движение объектива), монтаж, манипулирование со временем (перескок в телесериалах из одного года в другой), освещение, цвет, звук, графика, стиль повествования.

Любой текст организован в соответствии с кодами, отражающими определенные ценности, установки и практики. Для того, чтобы создать качественный продукт, нужно быть погруженным в контекст конкретной культуры.

Макрокод – это множество кодов, которые используют социальные группы для понимания социальной реальности.

Кодирование – это организационные условия и практики производства текстов СМК.

Кодирование нужно для того, чтобы проникнуть в сознание людей и вызвать у них особые ассоциации (например, супермаркеты проводят рекламные кампании для привлечения покупателей, дают статьи в журналах, а сбоку логотип супермаркета помещают).

Декодирование – предполагает понимание текста и потребление текста с акцентом на активное конструирование смысла послания. Выделяют три типа прочтения послания:

•гегемонистское: читатель полностью разделяет коды и выглядит все реально, действительно (такого прочтения хотели добиться советские СМИ),

•переговорное (обсуждаемое): читатель/ зритель модифицирует восприятие текста в соответствии со своими ценностными предпочтениями и интересами (интерактивное телевидение),

•контргегемонистское (оппозиционное): человек ставит себя в оппозицию данному коду (переключение каналов телевидения, когда что-то не нравится).

Материалы МК обычно представляют собой повествование, для которого характерен определенный сюжет его развития, следовательно, при анализе текстов МК обращаются к структуре повествования.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1093 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...