Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности литературы Древней Греции (общая характеристика)



В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» — «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы — эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный»).

Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни — для сольного и хорового исполнения.

В театрах Древней Греции ставили трагедии и комедии. Философ и учёный Аристотель (384—322 до н. э.) так определял сущность трагедии: она показывает, как человек — не слишком дурной, однако и не безупречный — переживает и совершает ужасные вещи, «но не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии». Комедия, согласно Аристотелю, показывает людей дурных, хотя «и не во всей их подлости»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые в конечном счёте не причиняют окружающим большого вреда.

Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра — диалог и роман.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» — «любить» и «логос» — «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества — «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Аристотель жил в эпоху, которую принято называть классической. Жизнь сосредоточивалась в полисах — небольших городах, каждый из которых был отдельным государством со своей системой правления, войском и т. д. Полисы ссорились и мирились, заключали между собой союзы и расторгали их. Жизнь в полисе налагала на граждан строгие и определённые обязательства. Человека оценивали и судили не по личным качествам, а по тому, насколько он безупречен как гражданин. Так греки прожили больше трёх столетий. Мог ли Аристотель знать, что подросток по имени Александр, воспитанием которого он усердно занимался, перевернёт всю греческую жизнь! Мальчик стал царём Александром Македонским, а Греция — мировой державой. Началась другая эпоха — эллинистическая. Она именуется так потому, что эллинское (сами греки называли и называют себя эллинами, а Грецию — Элладой) влияние распространилось по всем землям, завоёванным Александром: в их числе Малая Азия, Египет, Вавилония, часть Иранского нагорья, Средняя Азия. Александр дошёл до Индии, но захватить её не смог.

В это новое время сформировалось и подлинно научное отношение к произведениям словесности. Но почву для него создал Аристотель, так что, можно считать, он открыл эпоху эллинистической филологии раньше, чем она наступила реально. По-настоящему она началась, когда ни Аристотеля, ни его великого ученика уже не было на свете и когда бывшая держава Александра распалась на отдельные царства. Египет достался Птолемею, который при жизни Александра был среди его полководцев, а после смерти стал одним из преемников царской власти. В историю он вошёл под именем Птолемея I Сотера (Спасителя).

Птолемею I пришла идея создать в своём царстве нечто вроде научного и культурного центра. Он был построен в столице — Александрии: с залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и, главное, библиотекой, ставшей хранилищем разнообразных рукописей. Этот центр назвали Мусейон (Храм муз), ведь именно музы в Греции были покровительницами наук и искусств. От греческого слова «мусейон» произошло современное «музей», понятное без перевода на разных языках.

4. Гомеровский эпос («Иллиада», «Одиссея» как образы героического эпоса, на выбор)

Древнейшими из сохранившихся памятников древнегреческой литературы являются две большие поэмы – “Илиада” и “Одиссея”, автором которых античная критика считала Гомера. Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право считаться родиной Гомера, спорным является время его жизни – с XII до VII века. Существует легенда о его внебрачном рождении от бога, о его личном знакомстве с мифическими персонажами. Слово “гомер” на некоторых малоазиатских языках означает “слепой”. Споры вызывает и принадлежность ему обеих поэм.

Действие поэмы “Илиада” отнесено к X году Троянской войны. Содержанием поэмы является один эпизод, но с огромным количеством греческих и троянских героев. “Илиада” состоит из 1570 стихов, которые были разбиты античными учеными на 24 книги (по числу букв греческого алфавита). Тема об’явлена уже в первом стихе, где поэт обращается к Музе: «Гнев, о богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына».

Герои поэмы мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора:

"Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

Книга I. По требованию Аполлона и греческих воинов, Агамемнон возвращает жрецу Аполлона Хрису его дочь, взятую им в плен, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл, “проливая горькие слезы”, жалуется матери и отказывается участвовать в битвах. Фетида требует от Зевса, чтобы, пока ее сын не выйдет на поле боя, греки терпели поражение. Итак, действие происходит в двух планах – человеческом, на земле, и божественном, на Олимпе. Троянская война разделила богов на два лагеря. Так, Афродита, Аполлон и Арес была на стороне троянцев, а Фетида, Зевс, Афина, Гера и Гефест – на стороне греков.

Книга II. В основном представляет собой перечень кораблей, вождей и племен греческого войска, а также троянцев, под предводительством сына царя Приама – храбрейшего и благородного Гектора. Греческие войска не хотели больше воевать, но Одиссей и Агамемнон, которому Зевс послал обманчивый сон о победе, построили их и повели на Трою. Троянцы открыли ворота и вышли на бой.

Книга III. Войска об’являют перемирие на время поединка Менелая и Париса. Исходом поединка об’является обладание Еленой.

Книга IV. Со стены Трои за поединком наблюдают Приам, все женщины троянского дома и Елена. Поединок недолго длится: когда Менелай стал побеждать, Афродита покрыла облаком Париса и перенесла его в Трою. Агамемнон об’являет о победе Менелая, но троянцы отказываются отдать Елену. Афина побуждает троянца Пандара послать стрелу в Менелая, перемирие нарушено. Начинается битва. Во главе греческого войска становится Афина, во главе троянцев – Арес.

Книга V. Описывается серия подвигов Диомеда, он убивает Пандара, ранит Афродиту, которая спасает своего сына Энея и, с помощью Афины – ранит Ареса, который взлетает на Олимп жаловаться Зевсу и залечивать рану.

Книга VI. Действие происходит в Трое. Обреченность города показана в двух сценах. В первой троянские женщины идут к храму Афины молить о спасении, но Афина отвергает их дары. Вторая – это прощание Гектора с женой Андромахой и сыном Астианаксом. Андромаха плачет, предчувствуя беду.

Книга VII. Афина и Аполлон решают прекратить битву и устроить поединок. Гектор вызывает кого-либо из греков, но все боятся. Пристыженные Нестором выходят 9 вождей, жребий падает на Аякса Теламонида. Поединок длится весь день, наконец, вечером, они решают разойтись с миром, Гектор дарит Аяксу меч с серебром, Аякс Гектору – драгоценный пояс.

Книга VIII. Один день был отведен на похороны погибших, но на следующий день битва возобновилась. Выполняя обещание, данное Фетиде, Зевс помогает троянцам, которые оттесняют греков к самому берегу. Гектор предлагает не возвращаться в город, а расположиться лагерем и, с рассветом, добить греков.

Книга IX. Агамемнон посылает послов к Ахиллу с обещанием богатых даров. Ахилл устраивает пир в честь послое, но отказывается участвовать в боях.

Книга X. Греки ловят троянского лазутчика Долона, выведывают у него расположение лагеря троянцев и прибывших им на помощь фракийцев во главе с царем Ресом. Одиссей и Диомед проникают в лагерь троянцев, убивают Реса и 12 фракийцев и уводят двух коней.

Книга XI. Битва, в которой отличается Агамемнон. Он, однако, ранен, как и Диомед, и Одиссей. Друг Ахилла, Патрокл, решает попросить у Ахилла его доспехи, т.к. Гектор уже ворвался в стан греков.

Книга XII- XIII. Описания боя у самых кораблей греков. Зевс уже не следит за битвой, он уверен, что троянцы одержат победу.

Книга XIV. Гера с помощью любовных чар пытается отвлечь Зевса и усыпляет его. Но проснувшись, Зевс опять начинает помогать троянцам.

Книга XV. Положение ахейцев почти безнадежно, они оттеснены к морю а Гектор готовится поджечь их корабли, чтобы отрезать грекам путь домой.

Книга XVI. Ахилл разрешает Патроклу надеть его доспехи. Во главе мирмидонян, Патрокл бросается в атаку. Он поражает многих и достигает стен Трои, но его нападения три раза отражает Аполлон.

Книга XVII. Начинается поединок Гектора и Патрокла, но вмешивается Аполлон: он ударяет Патрокла по спине и плечам, срывает с него шлем, ломает копье, вырывает и бросает на землю щит. Тогда-то Гектор и поражает Патрокла.

Книга XVIII. Начинается бой за тело Патрокла. Грекам все же удается им завладеть, и Агамемнон несет его в лагерь. Сын Нестора Антилох сообщает Ахиллу о гибели его друга.Горько плачет Ахилл, посыпая голову пеплом. Он встает, безоружный, на валу и громко кричит три раза. Троянцы, в смятении, отступают. Тело Патрокла приносят в шатер Ахилла, где он всю ночь оплакивает друга.

Книга XIX. Ахилл отрекается от “гнева”, он возвращается на поле боя как мститель, нехотя принимает извинения Агамемнона и его дары, даже Брисеиду и рвется в бой. За ночь Фетида принесла от Гефеста выкованные им по ее просьбе новые ослепительные доспехи для Ахилла.

Книга XX. Ахилл в новых доспехах всходит на колесницу. Его конь Ксанф обещает вывезти его живым из боя, хотя предвещает ему близкую смерть. Боги тоже участвуют в битве. Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест на стороне греков, Афродита, Артемида, Латона, Арес, Аполлон – на стороне троянцев. Яростно бьется Ахилл, разыскивая Гектора, он убивает его брата Полидора. Увидев это, Гектор бросается в бой. Трижды бросается на него Ахилл, ноп Аполлон окутывает его мраком.

Книга XXI. Боги тоже бьются. Арес ударяет копьем в эгиду Афины, она камнем ударяет его в шею. Троянцы обращаются в бегство, Приам приказывает открыть ворота, на поле остается один Гектор.

Книга XXII. Приам и Гекуба молят Гектора укрыться в Трое, но он не может выглядеть трусом. Но когда Ахилл бросается на него, он бежит. Три раза обегают они стены Трои. Зевс бросает жребий смерти на золотые весы, и жребий Гектора опускается. Аполлон покидает его. Гектор принимает бой и погибает. Горько рыдают на стене Трои Приам, Гекуба, Андромаха, видя как, проколов сухожилия на ногах Гектора, Ахилл волочит его тело за своей колесницей.

Книга XXIII. Описываются похороны Патрокла.Тело Гектора, лежащее тут же, у погребального костра, Афродита умащивает благовонными маслами, а Аполлон заслоняет от солнца. Ахилл зажигает погребальный костер, он пылает всю ночь, а утром его гасят вином и собирают кости Патрокла в золотую урну. После этого начинаются игры – метание диска, стрльба из лука, бег на колесницах, кулачные бои.

Книга XXIV. На заре Ахилл вновь привязывает тело Гектора к колеснице и трижды об’езжает вокруг могильного кургана Патрокла. Даже богов возмущает подобная жестокость. Гермес помогает Приаму проникнуть в шатер Ахилла. Приам и Ахилл, обнявшись, горько плачут над горестями, причиненными войной. После богатого ужина все засыпают, но ночью Приам увозит тело сына. Навстречу им, из Трои, выходят рыдающие Гекуба, Андромаха, Кассандра, Елена. “Илиада” заканчивается описанием погребения Гектора.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...