Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типы и взаимодействие культур. Субкультура, контркулътура, этноцентризм и культурный релятивизм



Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных региональных, национально-государственных образованиях, социальных слоях, группах и т.д.

Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как тако­вой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функциониру­ет в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в опреде­ленных конкретных формах.

В социологии выработаны различные критерии типологизации культур под углом зрения их размещения в пространстве и дей­ствия в них различных социальных субъектов. С точки зрения гори­зонтальной типологизации культуры, позволяющей фиксировать как особенности культур, так и их место в более широких культур­ных пространствах, принято выделять следующие типы культур:

• цивилизационные — относящиеся к метаобществам, поро­дившим в определенные периоды своеобразные культурные русла или парадигмы развития многих этнических и национальных куль­тур. Например цивилизация Двуречья;

• региональные — относящиеся к метасоциумам, разным об­ществам, объединенным природой и территориальной близостью условий проживания;

• этнические — относящиеся к государственно территори­альным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху;

• национальные — относящиеся к полиэтническим, государ­ственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах раз­вития;

• локальные — относящиеся к сообществам, связанным усло­виями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории.

Вертикальная типологизация позволяет рассмотреть культу­ры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для отраже­ния этого взаимодействия в социологии используются понятия до­минирующая культура,субкультура и контркультура. Рассмотрим конкретно, в чем же состоит смысл этих понятий. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, симво­лов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принима­ются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность при­нято называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурирова­но на множество слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые не разделяются всеми людьми данного общества. Культурные симво­лы, ценности и образцы поведения, тесно связанные с общей домини­рующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называют­ся субкультурой. Таким образом субкультура — это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. В современном об­ществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить националь­ную, конфессиональную, профессиональную, молодежную субкуль­туры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных ни­зов и т.д.

Термин «национальная культура» применяется для определе­ния символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, ко­торые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стра­не, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и эт­ническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько раз­личных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры нацио­нальных меньшинств. Примером такого соотношения культур явля­ется Российская Федерация.

Другой важнейшей формой является конфессиональная суб­культура. Конфессиональная культура складывается на основе общ­ности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви.

На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно гово­рить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в це­лом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, про­тестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержа­нием работы и ролью, которую в обществе играют ее представите­ли. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная культура складывается на основе специфичес­ких социальных и психологических черт, наличие которых опреде­ляется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением. Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять и т.д.

В общем можно сказать, что каждый социальный институт, каждый социальный слой стремится создать и внедрить свои симво­лы, ценности и поведенческие образцы, которые отличаются от по­добных символов, ценностей и образцов поведения других институ­тов и социальных слоев. В результате образуется множество суб­культур. Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику по-разному взаимодействующих куль­тур. Жизнь каждого человека протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Для стабильного существования обще­ства важно, как взаимодействуют друг с другом эти субкультуры: сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или имеют место культурные конфликты. Культурные конфликты в том или ином об­ществе могут иметь под собой различную основу. Они могут быть спровоцированы борьбой за выживание той или иной социальной группой. Так очень часто национальные меньшинства прилагают осо­бые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои цен­ности и выжить в среде, где преобладает культура большинства на­селения, которая воздействует на все остальные культуры и даже подавляет их. Но нередко культурные конфликты возникают тогда, когда в обществе формируется особая культурная общность, бросаю­щая вызов доминирующей культуре. На базе этой общности форми­руется контркультура. Конткультура — совокупность символов, ценностей и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре. В качестве контркультуры может рассматриваться суб­культура какой-нибудь бандитской шайки, которая имеет совер­шенно определенные символы, ценности, образцы и нормы поведе­ния своих членов, которые не просто отличаются от всеобщих, при­нятых в данном обществе символов, ценностей, образцов и норм поведения, но вступают в конфликт с ними.

Широкую известность на Западе приобрела в 60-70-годах контркультура «мятежных» социальных групп студенчества хип­пи. Контркультура хиппи носила преимущественно полемическую заостренность против культуры массового, потребительского об­щества и выражалась в критике мещанского материального благо­получия, накопительства, жизненного успеха, нравственной стро­гости (ригоризма), социального конформизма. Хиппи проповедова­ли такой тип культуры, в котором труд представлялся нежелательным, а половая воздержанность ненужной и ограничи­вающей свободу, стремление к приобретению материальных благ — недостойным. Таким образом формировались и проводились в жизнь символы, ценности и образцы поведения полностью противо­положные основным символам, ценностям и образцам поведения, принятым в современных западных обществах.

Итак, мы выделили ряд основных типов культур. Все эти куль­туры имеют не только классификационный оттенок, но и характер реального существования, сложного горизонтального и иерархичес­кого взаимодействия. Это взаимодействие может привести к взаимо­проникновению, сосуществованию или разнообразным формам кон­фликтов. Важной проблемой взаимодействия культур является оценка людьми другой культуры. Наиболее распространенным под­ходом является стремление людей одной культуры оценивать дру­гие культуры через призму собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. В строгом значении этого слова этноцентризм — это свойство этнического сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму уста­новок традиций и ценностей собственной этнической общности, вы­ступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимальной модели. Этноцентризм ставит культуру своего народа, нации в центр культурного развития, делает ее эталоном, оптимальной моделью, на основе которой соизмеряются культуры других народов и нации. Проявлением этноцентризма в позитивном смысле являются такие оценки, как «избранный народ», «высшая раса» и т.д., а в негативном — «отсталые народы», «варвары», «примитивная культура» и т.д. Ярким выражением крайностей этноцентризма является национа­лизм и нетерпимое отношение к другим культурам. Проявлением эт­ноцентризма следует считать и миссионерскую деятельность, начи­ная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам и кончая современными устремлениями навязать «амери­канский образ жизни» всему миру.

Вместе с тем этноцентризм является необходимым условием национального самосознания. На его основе формируется патрио­тизм. Социологи отмечают, что этноцентризм сплачивает социаль­ную общность, оправдывает мужество, жертвенность, героизм во имя своего народа. Этнические общности с ярко выраженными про­явлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны. Про­являя уважение к национальному самосознанию, чувству патрио­тизма, необходимо бороться с тем, чтобы он не превратился в нацио­нализм и был направлен на обособление народов, разжигание неприязни к другим народам, с этой целью воспитывать уважение к другим культурам, подчеркивать их самоценность.

Другой крайностью в оценке людьми другой культуры являет­ся культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную само­бытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. С позиций крайнего культурного релятивизма плодотворный контакт между представителями различных культур невозможен, поскольку чле­ны одной этнической общности не могут понять мотивов и ценностей других общностей: они говорят на разных «языках», у них различ­ные системы ценностей и символов. Одним и тем же явлениям они могут придавать разное значение. Особую трудность с позиций этого подхода, представляет социальное взаимодействие представителей народов, чьи культуры формировались на различных религиозных основах, иначе говоря контакты народов буддийской культуры с на­родами христианской или мусульманской культуры и т.д.

Вывод о том, что ни один обычай, ни одна ценностная установка не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от целого, культурной системы того или иного народа, бесспорно, верен. Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее разви­тия, каждый культурный элемент должен соотноситься с особеннос­тями той культуры, частью которой он является. Следовательно, цен­ностное значение того элемента может рассматриваться только в кон­тексте определенной культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную куль­туру с другими, не рассматривая социокультурный процесс как обще­человеческий процесс развития мировой цивилизации в целом.

Следует отметить негативное значение крайностей этноцент­ризма и культурного релятивизма для процесса взаимодействия и развития культур. Если, как рассуждает этноцентризм, наша куль­тура лучшая, то зачем нам что-то совершенствовать, развивать, изменять, а тем более заимствовать из других культур. Высокий этноцентризм в свое время был присущ политике японских и китай­ских императоров, пытавшихся отгородиться от всего мира, постро­ить «китайскую стену». Разновидностью этого феномена являлась политика «железного занавеса» бывших руководителей СССР. След­ствием культурного релятивизма также является культурный изо­ляционизм.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...