Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Третий этап 1 страница



Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

ВОПРОС № 14.ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 17 ВЕКЕ.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток — ярославские, казанские, нижегородские земли — начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе — ткацкий, на северо-востоке — кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки — гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов — иностранцы — должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. — 10%.

В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание.15)

Вопрос № 15 Культура России в XVII веке
На развитие культуры XVII века большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка "бунтарного века" способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством. Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа. В русском языке стал доминирующим московский говор, который под влиянием южновеликорусского превратился в общевеликорусский, так называемое московское просторечие. В городах стали строить двух- и трехэтажные дома, значительно выросло каменное строительство. Характерная особенность русских построек XVII века - богатая декоративность во внешней отделке. Резьба по дереву и камню, разноцветная окраска стен, наличников, дверей, затейливые покрытия зданий "лемехами" придавали зданиям нарядный вид. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве. Такие пословицы, как "Молебен бьет, а пользы нет", "Кому тошно, а попу в мошно", показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: "В боярский двор ворота широки, а со двора узки", "Наказал Бог народ - послал воевод". Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: "Мужик гол, а в руках у него кол". Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания. По всей России бродили скоморохи, кукольники. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ - не пускать скоморохов, разгонять "позорища" (зрелища), а "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало. Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги. Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг. Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных областях. Однако распространение светских знаний и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в Российском государстве. Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения "латинства", считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается "еретичество". Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись "Куранты" - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил. Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и "травники" с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию. В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру. Общественно-политическая мысль. Бурные события начала столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить характер и причины происшедших потрясений. Из дворянской среды вышло проникнутое антибоярской тенденцией "Писание" о герое освободительной борьбы М. В. Скопине-Шуйском. В произведениях, посвященных бурным событиям начала века и написанных его участниками и очевидцами - дьяком Иваном Тимофеевым, келарем (управляющим хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, - содержится осуждение народных движений и развивается мысль о том, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясений, поставивших страну на край гибели. В центре внимания некоторых мыслителей второй половины XVII века оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства. В Москве над исправлением церковных книг работал Юрий Крижанич. В сочинении "Думы политичны" ("Политика") он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства. В области международных отношений Крижанич выдвигал идею объединения славянских народов во главе с Россией, но под эгидой католической церкви. Видный государственный деятель П. Л. Ордын-Нащокин разрабатывал также обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие развитию торговли и купечества, требовал ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667 года. Литература. В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям и даже к "голым и небогатым". Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники. В первой половине века распространилось "Сказание о куре и лисице", в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В "Калязинской челобитной" высмеиваются пьянство и распущенность монахов. В повести "О Шемякином суде" и повести "О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове" обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых. Повесть "О Фоме и Ереме" разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. "Азбука о голом и небогатом человеке" содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов "ожечь дубиною по спине" своих разорителей. В литературе XVII века рассматривается тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что характерно для того времени, когда "старые обычаи поисшаталися", "старина и новизна перемешалися". В "Повести о Горе-Злочастии" неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого "доброго молодца", который теряет личное счастье, богатство, свободу. Трагична и судьба героя "Повести о Савве Грудцыне" - тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки. Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Зодчество. В архитектуре на смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами. "Дивной" была названа Успенская церковь в Угличе (1628) с тремя высокими, стройными шатрами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), украшенная цветными изразцами. В Москве в 1639-1642 годах был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, в 1635-1653 годах возведена церковь Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П. Никитникова. В Кремле соорудили впечатляющий царский дворец, кремлевские башни украсили шатровыми надстройками. Шатровые башни, украшенные цветными изразцами, фигурным кирпичом и резным белым камнем, придали Московскому Кремлю торжественный вид. В последние десятилетия XVII века не без влияния усиливавшихся культурных связей с Белоруссией и Украиной в русском зодчестве распространился стиль московского (или нарышкинского) барокко с его идеей строгой пропорциональной композиции здания, организованных пространств и объемов наряду с пышной декоративной отделкой. В постройках 80-90-х годов большое внимание уделяется созданию ярусов, особенно колоколен (шестиярусная в Новодевичьем монастыре). Появились большие светские здания, как, например, палаты Троекурова и Голицына в Охотном ряду в Москве, выполненные в виде единого "блока", не расчлененного на разновеликие объемы. В этом стиле были выстроены новые большие трапезные в Новодевичьем, Троице-Сергиевом монастырях. Подлинными шедеврами нарышкинского стиля стали нарядные праздничные церкви: Покрова в Филях, собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах под Москвой, построенные Я. Г. Бухвостовым. Живопись. Прикладное искусство. Церковь, боровшаяся против обмирщения искусства, пользовалась всеми средствами для пропаганды религиозных идей, особенно средствами живописи. Она не терпела никаких новшеств. В 1668 году патриархи, собравшиеся в Москву на собор для суда над Никоном, строго регламентировали темы и образцы церковной живописи. Живопись XVII века еще в рамках религиозного содержания начала проявлять внимание к человеческой личности. Так, работавший в царском дворе художник И. Владимиров в своих письмах спрашивал: "Где такое указание нашли любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?" Обращение к человеческой личности проявилось не только в индивидуализации религиозных персонажей, но и в изображении реальных лиц, в появлении так называемой парсуны. Обращение к изображению реальных персонажей, а не святых было событием большого значения. Но и в религиозной живописи была достигнута новая ступень проникновения в реальную жизнь и психологию человека. В широко известной иконе "Спас Нерукотворный" поражает прекрасная передача человеческого лица. Большое значение имела деятельность живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В их фресках и иконах библейские сюжеты - только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых как бы нарочито обытовлены, приземлены. В области прикладного искусства было сильное стремление к декоративности. Это находит свое выражение в появлении богатых окладов икон, где серебро, золото и драгоценные камни закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Так закрыта в XVII веке "Троица" Андрея Рублева. Ювелирное искусство создало много великолепных художественных произведений - предметов обихода феодальной знати и культа. Столь же пышным стало шитье, украшенное драгоценными камнями. Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, ею украшали и царские терема, и крестьянские и посадские избы, и домашнюю утварь. Резные наличники и карнизы крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях составляют характерную черту русской художественной культуры XVII века. Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие, епископские места в соборах, спинки стульев во дворцах, кареты и другие предметы. Музыка и театр. Для народной музыки было характерно многоголосие, хотя "распевы" в разных местностях были различны. Оно все более проникало в церковную музыку (старообрядцы не приняли пения по партиям). Появились "канты" - произведения духовного содержания, но исполнявшиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста. Церковь, однако, по-прежнему занимала непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки. Враждебно относилась церковь и к народному театру. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы - исключительно библейского содержания - шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы - "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт. Развитие русской культуры XVII века отразило важнейшие процессы формирования русской нации и неразрывно связанного с ними начавшегося разрушения средневековой религиозно-феодальной идеологии, утверждения "мирских", светских начал в духовной культуре. Силой, тормозившей культурный процесс, выступала церковь в обеих ее разновидностях - официальной и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.

Вопрос № 16 ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА 1 И ИХ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИИ.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

ВОПРОС № 17.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД.

Россия в послепетровский период (1725-1762 гг.). Дворцовые перевороты и их сущность

Со смертью Петра 1 Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов, продолжавшуюся полтора десятилетия. Дезорганизовавшие и ослабившие государственную власть, они свидетельствовали об обострившемся соперничестве группировок при петербургском дворе. Одна линия противоречий разделяла сходившую со сцены родовую аристократию и служилую бюрократию, утвердившуюся у власти при Петре 1. "Стали не роды почтенны, но чины, заслуги и выслуги", - с горечью констатировал князь М.М.Щербатов, идеолог русской аристократии второй половины XYIII в. Другая линия противоречий проходила внутри самой бюрократии, представлk 838i85gi 7;нной выдвиженцами и соратниками Петра 1 из рядового дворянства и даже из низов общества. При Петре 1 они еще выступали единым фронтом против старой знати, но после его смерти это единство было нарушено, началась все более острая борьба за власть и влияние внутри самой высшей бюрократии.

Инструментом этой борьбы стали гвардейские полки, целиком укомплектованные дворянами. ═С окончанием Северной войны Преображенский и Семеновский полки постоянно находились либо в Петербурге, либо в Москве, сопровождая императорский двор.Гвардейские офицеры составляли непременный и существенный элемент придворной жизни. Политическое═ значение═ гвардии═ резко═ возросло═ уже═ во═ время═ последней болезни Петра 1, когда в борьбе за власть схватились две группы: новая петровская знать в лице А.Д.Меньшикова, Ф.М.Апраксина, П.А.Толстого и др. и старая══ боярская═ аристократия √ князья Голицыны, Долгоруковы, Репнины и др. Борьба между ними развернулась вокруг вопроса═ о преемнике царя, который так и не успел воспользоваться своим Указом о престолонаследии 1722 г. Дело осложнялось тем, что у Петра не осталось прямого мужского потомства, кроме внука Петра Алексеевича, сына казненного Алексея Петровича. Но помимо династической, императорской линии существовала другая √ потомки царя Ивана Алексеевича, брата Петра 1. У царя Ивана═ осталось две дочери √ Анна и Екатерина. Первую Петр выдал замуж в 1711 г. за герцога Курляндского, а вторую √ за герцога Мекленбургского.

═════ В ночь на 28 января 1725 г., когда высшие сановники империи собрались во дворце, где в агонии умирал Петр 1, туда неожиданно явились гвардейские офицеры и заявили, что разобьют головы всем боярам, которые осмелятся═ лишить Екатерину престола. Словно бы в подтверждение их угрозы за окнами дворца раздался барабанный бой, на площади появились Преображенский и Семеновский полки в полной боевой готовности. Так, при активном участии гвардии, был осуществлk 838i85gi 7;н первый в истории России дворцовый переворот. Впоследствии стало известно, что Екатерина 1 и А.Д.Меншиков накануне решающего для них дня распорядились выдать жалование гвардейцам, не получавшим его около 15 месяцев. После успешно осуществлk 838i85gi 7;нного переворота═ гвардейским полкам═ в благодарность за поддержку из государственной казны было выдано 20 тыс. рублей. Многие офицеры получили повышение по службе.

═════ Екатерина 1 по своим личным качествам, разумеется, не могла ни заменить, ни достойно продолжить дело Петра 1. Это была слабая женщина, подверженная различным влияниям, не имевшая никакой собственной программы действий и во всем полагавшаяся на советников. Шаткость положения своей ставлk 838i85gi 7;нницы хорошо понимали те, кто ее выдвинул, - Меньшиков, Толстой, Апраксин. Именно они посоветовали Екатерине учредить специальный орган √ Верховный тайный совет, вставший над всеми государственными учреждениями империи, такими как Сенат, Синод и коллегии. В него вошли Карл Фридрих герцог Голштейн-Готторпский √ зять Екатерины 1 (муж ее дочери Анны), А.Д.Меньшиков, Ф.М.Апраксин, П.А.Толстой, Г.И.Головкин, Андрей Иванович Остерман, а также князь Д.М.Голицын, включение которого в состав Верховного тайного совета было попыткой компромисса новой бюрократии со старой московской знатью.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...