Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разграничение понятий К. и Ц



Наличие в ходе исторического процесса множества этапов, а также активно действующих этносов и народов ставит вопрос о разграничении понятий «культура» и «цивилизация».

Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII - XIX вв. Эта философская конструкция имела вполне очевидные социально-исторические корни. Германия в тот период состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление культуры и цивилизации стало, таким образом, результатом осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.

Немецкий социолог Ф. Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от "общины" (Gemeinschaft) к "обществу" (Gesellschaft). Соответственно имеются два типа социальных отношений: общинные и общественные.

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанностях, душевной склонности и сохраняют собственную самотождественность как сознательно, в силу следования традиции, так и бессознательно, в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. Это отношения, характерные для таких общностей, как семья, соседство, род, даже этнос или нация. Главное здесь - органичность, конкретность отношений, их укорененность в традиции. Эти отношения и есть отношения в рамках общей культуры.

В основе отношений второго рода, или общественных отношений, лежит рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Они имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они, конечно, могут частично основываться и на общинных отношениях, но могут существовать также между разделенными и чуждыми друг другу людьми, даже между врагами. Отношения такого рода имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и группы, коллективы, даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные "лица". Это отношения в рамках цивилизации.

Тут еще, конечно, говорим про губительнй мир технократии, который показал себя во всей красе в начале 20 века. И вот как раз на пороге этого времени начинают возникать различные критические теории Ницше, Шопенгауэра, Вагнера, Шпенглера.

О. Шпенглер, "Закат Европы" (1919), увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. "Гибель Запада... представляет не более и не менее как проблему цивилизации... Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры". Шпенглер одним из первых провозгласил цивилизацию последним этапом духовного развития человечества, который, по мысли философа, сменяет эпоху творческого воодушевления, т.е. культуру. Цивилизацию Шпенглер характеризовал как этап духовного опустошения, этап закостенелости общества и оскудения его духа. Так, начало XX века ознаменовалось, по мысли Шпенглера, омертвлением именно культуры и превращением ее в цивилизацию. «Цивилизация – это умирание созидающих энергий в душе…сущность цивилизации – в умирании мифа». Т.о., смерть мифа началась, по мысли Шпенглера, когда деньги становятся «мертвым» мерилом всего, лишая действительность «живой» силы. Таким образом, можно прийти к выводу, что машинная цивилизация XX века, и то, что она перестала нуждаться в истинном искусстве и философии, а Культура подменяется развлекательной индустрией, которая не может питать дух, а лишь материю, и есть последний этап жизни духа Европы.

Для Шпенглеpa, как и для Тенниса и многих других, противопоставление культуры и цивилизации - это противопоставление духовной, идеалистической стороны существования - технологической и утилитарно-материалистической. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое, конкретное. К цивилизации - нетворческое, неорганичное, всеобщее.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1260 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...