Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество и история: источники и движущие силы развития общества



Общество – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается из всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип – род, вид, подвил и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности. Общество – важнейшее и, как правило, основополагающее понятие социально философии и теоретической социологии; по мере того как оно обособлялось от др. исторически сопряженных с ним категорий, социология выделялась в качестве специфической области знания. В рамках этой дисциплины со временем были вычленены два уровня знания об обществе – общетеоретическое и эмпирически-конкретное.

[по уч. Алексеев Социальная философия, Философский словарь/под ред. И.Т.Флорова]

Движущие силы развития общества – существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс общества. Сторонники идеалистического понимания истории сводят движущие силы к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их к неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов. В общем виде к движущим силам относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте движущие силы делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы. Общественные делятся на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. (мне что-то интуитивно подсказывает, что это позиция марксизма в отношении движущих сил...)

Изначально в качестве факторов развития общества выдвигались Разум, Интеллект, Дух, Человек. Так, Августин в «О граде Божьем» предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомистского направления в философии.

В философии Гегеля изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. На пути своей реализации Дух преодолевает препятствия, в том числе и порождаемые им самим; он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов.

Другое видение развития – наличие духовной основы социального развития. Например, это позиция Ясперса. Он считает важнейшим рубежом «осевое время», наполненное ценнейшими для человека идеями (период с 800 до 200 гг. до н.э., когда творили всякие философы древние, мыслители и т.д.). Новое, возникшее в эту эпохи, сводится, по Ясперсу, «к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели. Познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира... В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Основатели мировых религий определили путь, по которому пошло развитие человечества. Чтобы спасти человеческую сущность, мы должны постоянно обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его изначальности. Человеческая история – это история человеческого духа, а материальное ее воплощение, в том числе техника, - следствие духовной истории.

Схема мировой истории по Ясперсу («Истоки история и ее цель»):

1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда человек только становится человеком.

2. Существовавшие тысячелетия великие культуры древности: напр., древнеиндийская, древнекитайская и т.д.

3. «Осевое время», когда полностью формируется подлинный человек.

4. Научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испытываем на себе.

В мировой истории было два дыхания:

- первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями;

- второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, может быть, приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человека.

Многие представители «персоналистского» направления, выступающие с позиций приоритетности духовного фактора в развитии общества, абсолютизировали роль выдающихся личностей в истории, и не только религиозных пророков. Это относится ко взглядам Т. Карлейля, Г.Тарда. Последний подчеркивал, что народ – это пассивная толпа, которая «гипнотизируется» гением, подражает ему. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Подражание, с точки зрения Тарда, есть главный источник социального прогресса.

Ортега-и-Гассет движение общества объясняет соотношением массы и меньшинства. То одни, то другие определяют характер общества. Уже не раз случалось так, что массы захватывали общественную власть и определяли политический, интеллектуальный, нравственный процессы. Такую ситуацию философ называет восстанием масс. Понятия «масса» и «класс», «выдающиеся личности» и «меньшинство» не совпадают. Массы и избранное меньшинство имеют место одновременно в отдельных классах. Массы подавляют меньшинство, навязывая ему свой образ жизни. Не отдельные выдающиеся личности, а масса, подавляя любую личность и любое меньшинство, определяет изменения общества, фактически стагнируя его в политической, экономической и других сферах.

В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития: географический детерминизм, демографический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм.

Географический детерминизм: приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш.Монтескье, Г.Т.Бокль, Ф.Ратцель и т.д.)

Демографический детерминизм: Т.Мальтус «Опыт о законе народонаселения». Если размножение населения не встречается никаких препятствий, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии... Средства же возрастают в арифметической прогрессии. Численность населения не является постоянным фактором прогресса (хотя она и есть фактор социального развития). При достижении определенного уровня численность народонаселения может стать тормозом и даже угрозой человеческому развитию.

Экономический детерминизм: возник еще до К.Марска. Одним из крупнейших его представителей был английский экономист Р.Джонс (1790 - 1855). С его точки зрения, основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменение этого способа производства определяют так или иначе все другие изменения в обществе. Экономический фактор – ведущий фактор развития.

Экономический детерминизм Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил рано или поздно меняются производственные отношения, который должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируются всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу Маркс называл «локомотивом истории». Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, Маркс решал исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались «рабочие массы», которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится «материальной движущей силой» (правда, лишь постольку, поскольку «овладевает» массой).

Технологический детерминизм: Д.Белл, Р.Арон, О.Тоффлер. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменение структуры и характера общества. Само это общество называется индустриальным. Это общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда. Переход к автоматизации лишь видоизменяет форму индустриального общества, но не трансформирует его сущность. В недрах индустриального общества появляются компьютеры, которые знаменуют начало господства информации и его вхождение в стадию информационного (постиндустриального) общества. Собственность на средства производства утрачивает свое социальное значение; классовая борьба отходит на второй план; основным конфликтом постиндустриального общества становится конфликт между знанием и некомпетентностью. Важное место занимает сфера услуг, включая врачебные услуги и образование. Растет благосостояние населения. Центральным стержнем всей организационной системы такого общества становится сфера управления на основе информации.

Вот такие вот есть концепции, более ничего поданному вопросу не нашла, да и надо ли?..





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1021 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...