Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерпретации истины



Вместе с тем относительность и конкретность объективной истины было бы ошибкой трактовать как отсутствие в наших знаниях чего-либо абсолютного. Истина — это не отдельное высказывание, а система точных и верных мыслей, все время углубляющихся в процессе познания. То, что в познании истинно,— сохраняется, удостоверяется опытом и общественно-исторической практикой, образуя неопровержимые крупицы человеческого знания.

Познание – это сложный и многогранный процесс получения, накопления и приумножения знаний.

Собственно познавательный компонент в общей структуре ценностно-духовного мировоззрения общества приобретает самодостаточное значение в культуре античного мира – Древней Греции. Его становление было связано с возникновением философии в качестве специфического типа рефлексии не только над проблемами бытия, но и собственно результатами духовно-практического освоения человеком мира. Специфика этой рефлексии заключалась в утверждении нового типа оценочного отношения человека к миру – истинностного значения. Другими словами вопросы: что есть истина, каковы ее критерии, чем она отличается от мнения, каковы способы и методы ее обретения, обоснования и проверки – становятся центральными для философии.

Верования, догмы, мнения толпы, авторитеты, власть традиций (т. е. все то, что лежит в основе мифа и религии) древние философы подвергли сомнению и критическому разбору. Но критика религиозно-мифологических представлений для них не была самоцелью. Главный их интерес состоял в поиске истины, в рационально-логическом описании того, как из первоначального хаоса образуется гармоничный Космос, а также анализе проблем, которые возникают при сопоставлении данных чувств, практического опыта с логикой мысли (самые известные среди них – апории Зенона).

Поиск истины, обладание истиной были важны для греческих философов не столько в целях каких-то выгод или особых преимуществ, сколько ради ее преобразующего духовного воздействия. Приобщение к истине просвещает и возвышает дух, оно сообщает личности достоинство и обеспечивает гармонию с окружающим миром, с Космосом.

В греческой философии разум впервые стал автономной познавательной способностью человека (т. е. обособился от мифа). Он выработал собственные методы познания (логику и диалектику), формы представления знаний (понятия, теорию). Вместе с тем античные философы по-разному отвечали на вопрос о познаваемости бытия. Так, гносеологические оптимисты (среди них Сократ, Платон, Аристотель) считали, что мир, в сущности, познаваем. А скептики (Пиррон, Секст Эмпирик) утверждали: возможно, познаваем, а, быть может, и нет – наверняка же ответить на этот вопрос невозможно. Позиция скептицизма может быть усилена, если абсолютизировать тезис о непознаваемости мира. В последующие времена так и произошло. Это позиция





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...