Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 33. Сознание человека, его структура и функции



Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека. Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита. Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Вопрос № 34. Социальные и гуманитарные проблемы использования «высоких технологий» в современном мире

Все развитие человеческих цивилизаций – это путь революций и эволюций технологий: от колеса до генной инженерии, ядерных технологий и нанотехнологий. Станислав Лем, польский философ, фантаст, футуролог, в своем трактате «Сумма технологии» утверждает, что наш современный мир – это сумма технологий. Кто владеет самыми передовыми технологиями, тот владеет миром.

Современное общество вступило в эпоху высоких технологий. Они оказывают невероятно огромное влияние на социо-гуманитарную сферу. Происходят глубокие культурные и социальные изменения во всех сферах современного общества. «Изменения лавинообразно нарастают и затрагивают не только социокультурную сферу, но и самого человека. Высокие технологии влияют на образ жизни, ценности и телесность современного человека, существенно изменяют способы его существования» (Е.А. Жукова). В связи с этим возникает проблема необходимости философской рефлексии над взаимодействием и взаимовлиянием двух этих сфер, а также встает вопрос об их взаимодействии с философией. И чем больше скорость развития современных технологий, тем эта проблема становится все острее.

Проблема взаимодействия высоких технологий и социально-гуманитарной сферы требует решения следующих задач. Во-первых, необходимо рассмотреть современные технологии как объект философских исследований, а во-вторых, рассмотреть их конвергенцию с социально-гуманитарной сферой.

На сегодняшний день понятие «технология» толкуется достаточно неоднозначно. Можно сказать, что технология – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технологии подразделяют по видам: машиностроительные технологии, информационные технологии, высокие технологии, инновационные технологии, высокие гуманитарные технологии (High-Hume). Современные технологии, к числу которых относятся информационные, высокие, High-Hume–технологии, охватывают довольно широкий спектр деятельности человека, и подразделяются на такие виды, как: телекоммуникационные технологии, технологии обработки данных, технологии управления, автоматизация офиса, технологии поддержки принятия решений, технологии экспертных систем, сетевые технологии. В свою очередь, высокие технологии делятся на: биотехнологии, полупроводниковые технологии, когнитивные технологии, нанотехнологии. Данная классификация еще раз подтверждает, что современные технологии охватывают практически все сферы жизни и деятельности общества.

Нанотехнологии, входящие в высокие технологии, являются результирующей множества технологий, и составляют междисциплинарную область науки и техники. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Появление мобильной телефонии, Интернета, развитие телекоммуникации меняет сознание общества, его поведение, что приводит к трансформации ценностных ориентаций человека. Риски и опасности современных технологий, с одной стороны, создают угрозу существованию самого человека, а с другой стороны, современные технологии обещают продлить его жизнь до бесконечности (иммартология). В связи с этим, возникает необходимость в понимании причин значительного влияния высоких технологий на науку, общество и человека, в осмыслении последствий такого влияния, а также в выявлении механизмов взаимодействий науки, общества и высоких технологий в философском контексте.

Становление цивилизации, история развития человека неразрывно связаны с развитием взаимовлияния философии, науки и техники. Так, появление высоких технологий оказывает значительное влияние на социум и человека. Это влияние обусловило появление высоких гуманитарных технологий, основное назначение которых состоит в воздействии на сознание (индивидуальное или массовое) для достижения определенных управляющих и манипулирующих воздействий. Если высокие технологии меняют существующую реальность, то высокие гуманитарные технологии целенаправленно мифологизируют и искажают общественное сознание, представления о технологиях. В результате от репликации продуктов высоких технологий возникает значимый социокультурный эффект.

Исследование этого амбивалентного феномена высоких технологий должно принадлежать именно философии. Она должна определить стратегии и методы изучения развития технологий в условиях современности. Безусловно, высокие технологи, как любое «новое», таят для общества скрытую опасность. Человек вправе сомневаться в такой уж необходимости использования высоких технологий. Но с другой стороны, подобные технологии могут помочь страждущему и страдающему человеку. Поэтому необходимо развеять сомнения, демифологизировать общественное сознание в аспекте нанотехнологий. На наш взгляд, только глубокие исследования конвергенции современных технологий, философии, науки, техники и общества в целом со всех точек зрения, в первую очередь, с философской, приведут к указанному результату. Таким образом, существует необходимость в дальнейшем исследовании проблемы, связанная с развитием высоких технологий, как нового витка развития нашей цивилизации, так и их взаимовлияния на социо-гуманитарную сферу.

Вопрос 35. Проблема познаваемости мира и истины в истории философии. Философские концепции истины.

Сами вещи или человеческие действия – не истинны и не ложны. Истинной может быть только наша мысль об этих предметах, но при условии, что она соответствует в действительности. Так впервые была поставлена и сформулирована проблема истины как достоверного и адекватного знания о действительности в античной философии

Тем не менее говорить об истине не просто. Во-первых, потому, что предметы бывают разными, в том числе и очень сложными, и находиться в многообразных связях с другими предметами. Во-вторых, эти предметы могут изменяться сами с течением времени или обнаруживать разные свойства при изменении их связей с другими вещами. Мысль верная в одном случае, может в другое время и в ином месте оказаться заблуждением. Более того, поскольку наши знания об окружающей действительности не могут быть полными и исчерпывающими, то истина оказывается также и относительной. Так, у современного человечества есть определенная сумма знаний о биосфере. Однако множество происходящих в ней процессов пока не поддается пониманию и предсказанию. Отсюда тяжкие последствия цунами, извержений вулканов, землетрясений. Сегодня царит полная неопределенность в оценках учеными факта потеплением климата и возможных последствий. Изучение биосферы продолжается.

Существуют различные трактовки истины (см. табл.). Классическая (корреспондентская) теория истины в современной эпистемологии дополняется конвенциональной (основанной на соглашении, согласии ученых), а также прагматической концепцией, связывающую истинность наших знаний с практическим результатом, пользой. Некоторые историки науки и философы вообще отказывают ей в праве на существование, мол, «все относительно». Существуют также такие области научного познания, где вообще не существует никакой наглядности, например, математика. Тем не менее математические знания могут быть также истинными или ложными. Однако критерий их различения здесь иной – логический.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...