Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 23. Русская философия XIX-XX веков



Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси (крещение Руси в 988 г.). Главным источником и проводником философских идей являлась как евангельская литература, так и учения восточных отцов церкви. На первый план выходит напряженное противостояние духа и материи, утверждается идея индивидуальной моральной ответственности.

Период с Х по ХVII века - образовались основные категориальные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика русской философии.

Периоды русской философии

Периоды Хронология Направления и представители Характерные черты философии
1. Русская философия эпохи средневековья ХI-XVII вв. Митрополит Илларион; учения стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский); исихазм: Сергий Радонежский. Неразрывная связь с литературой и религией; Значимость внерациональных форм познания (интуиции и др.); Значимость нравственной оценки социальных событий; Интерес к обществу и человеку; Ориентация на постижение не только истины (теоретически верный образ мира), но правды (нравственные основания жизни, духовная сущность бытия); Философствование в форме спора, диалога; Утверждение самобытности русской мысли; Представление о богоизбранности России, о ее мистической миссии спасения человечества как проявление утопического сознания; Патриотическая ориентация; Антропологическая, историософская ориентация; Критические оценки бездуховности цивилизации Запада, но в то же время, идея необходимости изучения и использования опыта Запада; Стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли: «принадлежа к известной народности, он [человек] живет жизнью человечества» (Чичерин);
2. Русская философия эпохи Просвещения XVII- XVIII вв. Ф.Прокопович; вольтерьянство; М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.И.Галич; мистическое направление (П.Величковский, Г.С. Сковорода); масонство
3. Формирование русского национального философствования пер. пол. XIX в. Чаадаев П.Я.; славянофилы: И.В. Киреевский (1806-1856), А.С.Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф.Самарин (1819-1876), И.С. Аксаков, А.И.Кошелев, П.Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.Чижов, Н.Я.Данилевский (1822-1885), Н.Н.Страхов (1828-1896); западники: В.Г.Белинский (1811-1848), Н.П.Огарев, А.И.Герцен (1812-1870), М.А.Бакунин (1814-1876), В.П.Боткин, П. Анненков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин (1818-1885); материалисты: Н.Г.Чернышевский (1828-1889) позитивисты: П.Л.Лавров (1823-1900); русская литературная философия: Ф.М.Достоевский (1821-1881), Л.Н.Толстой (1828-1910); русский идеализм: П.Д.Юркевич (1827-1874), Б.Н.Чичерин (1828-1904), А.А.Козлов (1831-1900).
4. Русская философия втор. пол. XIX в. – XX в. втор. пол. XIX в. – XX в. Русская идеалистическая философия: В.С.Соловьев (1853-1900), К.Н.Леонтьев (1831-1891), С.Н.Трубецкой (1862-1905), Е.Н.Трубецкой (1863-1920), Д.С.Мережковский (1865-1941), В.В.Розанов (1856-1919), С.Н.Булгаков (1871-1944), Н.А.Бердяев (1874-1948), С.Л.Франк (1877-1950), Л.И.Шестов (1866-1938), Н.О. Лосский (1870-1965), П.А.Флоренский (1882-1937), Л.П.Карсавин (1882-1952), И.А.Ильин (1883-1954), А.Ф.Лосев (1893-1988); русский марксизм: Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924); анархизм: М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин; русский космизм: Н.Ф.Федоров (1828-1903), В.С.Соловьев, А.Н.Бердяев (1857-1935), С.Н.Булгаков (1871-1944), П.А.Флоренский (1882-1943), К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский (1863-1945), Н.Г.Холодный (1882-1953), А.Л.Чижевский (1897-1969), Н.А.Умов (1846-1915).

Первый древнерусский философ – киевский митрополитИлларион (XI в.) пишет «Слово о законе и благодати» (между 1037 и 1050 гг). В «Слове» содержится важная для русской философии идея противопоставления «благодати» (христианской благой вести) «закону». Кроме «Слова о законе и благодати» - первого сочинения по философии истории, известно «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.) – первый трактат, посвященный гносеологическим проблемам.

Для русской средневековой философии XVI в. характерно столкновение рационалистической и иррационалистической интерпретацийхристианства. Так, известно, например, идейно-политическое противоборство нестяжателей (Нил Сорский, около 1433-1508 гг.) и иосифлян (Иосиф Волоцкий, 1439/1440-1515 гг.).

Исихазм - этико-аскетическое учение о мистико-символическом пути человека к Богу.

Указанное столкновение определило такую черту русского философствования как его тесную связь с социально-политическими идеями.

В нач. XVI в. возникает концепция «Москва - третий Рим», изложенная монахом Филофеем в «Послании к князю Василию 3». В этой концепции получила дальнейшее развитие идея об особой миссии России. Утверждалось, что высшее призвание светской власти – сохранение православного христианства как единственно подлинного учения. в древнерусской мысли формируется так называемая «русская идея» - идея особой судьбы и особого предназначения Руси, которой и суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации, способной объединить всех в единое целое на основе христианства.

Новые тенденции в развитии философии в России связаны с реформами Петра Великого (XVIII в.). Первая половина XVIII века связана с творчеством Феофана Прокоповича (1681-1736).

Для второй половины XVIII в. характерно широкое освоение западной философии Нового времени, формирование русского философского языка.
Возникает и развивается так называемое «вольтерьянство», соответствующее критическому духу эпохи.

Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, опиравшуюся на идеи гуманизма, научности, образованности (М.В. Ломоносов (1711-1765), Н.И. Новиков (1744-1818)). Сюда же примыкают антропологические учения А.Н.Радищева (1749-1802) и, несколько позднее, А.И. Галича (1783-1848). Именно с этих пор антропологизм становится фундаментальной чертой русской философии.
Одновременно развиваетсяи мистическая традиция (П. Величковский, 1722–1794 гг.; Г.С. Сковорода, 1722–1794), а также традиция масонства ( поворот русского философствования к личностному поиску сокровенного смысла жизни).

Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования – первая половина XIXв. В этот период русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева (1792–1856), решительно заявляет о себе как философия истории, в центре которой - проблема «Россия – Запад».
Главной темой основного философского произведения П.Я. Чаадаева – «Писем офилософии истории» или «Философических писем» (написаны в 1829-1831гг. и опубликованы в журнале «Телескоп» в 1836г.) оказываются размышления по поводу исторического предназначения России., П.Я. Чаадаев писал в работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще предстоит решить большую часть проблем социального порядка,

Славянофилы и западники русской философии

Западничество (европейство) как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60 гг. XIX в. Основные идеи западничества развивались в кружках Н. Станкевича (П.Анненков, М.Бакунин, Т.Грановский) и А.Герцена – Н.Огарева.

Направления западничества Представители Идеи
  Либеральное П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин Отстаивали догмат о бессмертии души; отвергали революционные методы реформ.
Революционно-демократическое А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма; выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма.

Славянофильство (славянолюбие) как религиозно- философское течение русской общественной жизни оформилось в конце 30-х-начале 60-х гг. XIX в.. В его основе лежала проблема осмысления исторических судеб России.

«старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);

«младшие» славянофилы (И. Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский);

«поздние» славянофилы (Н.Данилевский, Н.Страхов).

Структурообразующим принципом философии славянофилов является учение о целостности духа. Понятие соборности - всеобщий метафизический принцип бытия, и как принцип социальной организации. Россия же обладала духовной защитой в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность.Старшие славянофилы (были гонимы и царскими властями, и представителями церкви) трактовали эту триаду в духе идеализации патриархальных начал русской жизни: Православие (истинное первичное христианство, соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти; царь – добровольный грешник, у него нет права на власть, но он возлагает ее на себя как тяготу); Народность (православная община, солидарность и нравственность, национальный уклад жизни).

Одним из направлений философской мысли первой пол. XIX в. является материализм (Н.Г. Чернышевский), основой которого была как диалектика Г.Гегеля, так и учения Л.Фейербаха и К.Маркса. Человек – это материальное существо. Наилучшей формой общественного устройства Н.Г.Чернышевский считал социализм.

Вторая пол. XIX представлена идеалистической философией. Ее основными представителями являются: В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н.Н.Страхов, Б.Н.Чичерин, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой.

Метафизика всеединства великого русского мыслителя Владимира Соловьева. В. Соловьев создал первую русскую категориально-понятийную систему.

Настоящим предметом метафизики, считает мыслитель, является не бытие, но сущее (Абсолют, Бог). Бытие относительно, сущее (сверхсущее) абсолютно, представляя собой положительное ничто. В этом ключе В.Соловьев разрабатывает понятие положительного всеединства, учение. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех.

Онтологическая основа всеединства - божественная Троица

Гносеологическим коррелятом концепции всеединства предстает теория цельногознания

цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала – Бога.

Цельное знание представляет собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей знания:

-Эмпирического (научного),

-Рационального (философского),

-Мистического (созерцательно-религиозного).

Истина не постижима ни эмпирическим, ни рациональным путем - она постигается лишь посредством непосредственного созерцания, интуиции, основой которой является вера. Сущее невозможно постичь ни чувствами, ни разумом. Абсолют можно познать только с помощью внутреннего мистического опыта.

Особое место в философии всеединства занимает учение В. Соловьева о Софии, божественной премудрости.

Метафизика и гносеология В. Соловьева неразрывно связаны с его антропологическими, этическими, социально-философскими построениями.

В. Соловьев в 80-е гг. XIX вв. разрабатывает теократическую утопию

полагая, что единство человечества будет обеспечено всемирной теократией (воссоединением церквей)

Русский космизм, сложившийся в России в конце XIX – нач. XX вв.

идеей представителей русского космизма

активной эволюции (лат. evolutio - развертывание),

предполагает

необходимость нового сознательного этапа развития мира

Два направления русского космизма:

Религиозное направление, связанное с именами Н.Ф.Федорова, В.Ф.Одоевского.

Естественнонаучное направление русского космизма связано с именами В. И.Вернадского, Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного, В.Н.Муравьева.

Это направление характеризует рассмотрение природного (космического), антропологического и социального в рамках единого коэволюционного процесса

Если первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в процессе обожения природы, то второе рассматривало преобразующую деятельностьчеловекакаккосмическую (планетарную) силу.

Родоначальником религиозной версии русского космизма считается Н.Ф.Федоров (1828–1903) и его «Философия общего дела». Философия Федорова основывается на представлении о том, что стремление к порождению разума и «разумность» уже заложено в основе эволюционного развития.

В процессе этого эволюционного движения произойдет и перестройка всего человеческого организма. Возникнет возможность преодолеть главное зло – смерть.

Человек в русском космизме наделяется особым статусом

У Н.А.Умова возникает термин homosapiensexplorans - человек разумный исследующий, у В.Муравьева - homocreator – человек творящий, у В.Вернадского - homofaber – человек умелый.

Особое место в когорте русских мыслителей первой половины XX века занимает В.И.Вернадский. Он придавал особое значение истории философии, справедливо считая ее школой человеческой мысли. Особое значение придавал он истории философской мысли всех времен и народов — и русской, и западноевропейской, и восточной — индийской и китайской. Он утверждал непрерывное развитие и многообразие философских систем. Та­кие крупные философские системы, как учения Фомы Аквинского, Гегеля, Маркса, должны рассматриваться не как застывшие, а как дающие начало новым философским знаниям.

В. И. Вернадский был подлинным русским философом

Был как бы погружен в диа­лектику реальных процессов взаимосвязи человека, земли, космоса.

Этого ученого-философа, подлинного энциклопедиста двадцатого века- по праву ставят в один ряд с Ньютоном, Дарвином, Ломоносовым, Эйнштейном. Вернадский творчески продолжил и развил традиции русского космизма.

Центральная идея научно-философских поисков Вернадского — учение о ноосфере (ноос — ум, разум по-древнегречески). Он показал, что кроме литосферы — верхней части земной коры, атмосферы существует и биосфера, то есть среда «живого вещества» во всех ее проявлениях в океанах и на суше. Между биосферой и косной, безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен — движение атомов.

Научная мысль человека, коллективный разум и коллективный труд всего человечества приводят к тому, что биосфера переходит в новое состояние - ноосферу. Цивилизация - результат мысли и труда людей - не может прерваться или уничтожиться, это уже природное явление, оно образует ноосферу

и наука, и философия, и религия, и искусство должны служить единой цели - познанию мира и человека.

Таким образом, Вернадский продолжал традиции не только русского космизма, но и идеи Владимира Соловьева, и Павла Флоренского, идеи философии всеединства, объединяющие философию, науку, религию, искусство.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1011 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...