Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория литературы



29. Основные категории содержания художественного произведения.
Герой и персонаж как формальное воплощение категорий типа и характера

Содержание – это сущность художественного произведения, это объективно-смысловые (идея) и объективно-предметные (тема) значения.

К содержательным категориям относятся:

- тема

- проблема, идея

- художественный замысел

- типы и характеры

Тема – явление внешней или внутренней жизни человека, являющееся предметом исследования художественного произведения. Круг тем произведения – это его тематика.

Жизненный материал ≠ тема.

Способы выражения темы:

- эксплицитный (тема, лежащая на поверхности, явно выраженная, легко выявляющаяся);

- имплицитный (тема, требующая вычисления, раздумий, скрытая тема).

Критерии выбора темы по Б. В. Томашевскому:

1. актуальность (новизна) темы – дает интерес читателя;

2. тема должна быть связана с эмоциональным компонентом.

В зависимости от количества тем произведения делятся на монотематические и политематические.

В политематических произведениях выделяют главную (доминирующую) тему и побочные (периферийные), в романе количество главных тем может быть увеличено.

Классификация тем:

1. вечные:

- онтологические (глобальные, общие – хаос, космос, борьба света и тьмы, добра и зла…),

- антропологические (связанные с человеком – духовные начала, возрастные и половые характеристики человека, формы человеческого существования и т. п.).

2) культурно-исторические:

- связаны с особенностями определенной эпохи,

- связаны со специфическими чертами определенных народов.

3) нелогично-экзистенциальные (темы, связанные с персонально авторской тематикой – его судьба, размышления и т. д.).

Существует ряд произведений, которые можно отнести к разряду «искусство в себе» (они не содержат ни эксплицитно, ни имплицитно выраженной темы). Как правило к ним относятся пародии, стилизации, шаржи (литературные произведения, где форма – это ведущий момент, например, «Парнас дыбом»).

Проблема — теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить. Круг всех проблем произведения – его проблематика.

Способы выражения проблем:

- эксплицитный;

- имплицитный.

Жанры с открытой проблематикой:

- гражданская лирика

- сатира

- публицистика

- утопия и антиутопия

Виды проблем:

1. 1) вечные

2. 2) исторические

3) политические

4) социальные

3. 5) психологические и социально-психологические

Идея художественного произведения – это определенная авторская позиция. Её компоненты:

- авторское мировоззрение;

- авторская эмоциональность (тоже что и авторский пафос, модус художественности, эмоционально-ценностная ориентация).

Виды пафоса по Поспелову Г. Н.:

1. героический

2. трагический

3. романтический

4. идиллический

5. комический

6. иронический

7. сатирический

Художественный замысел произведения – это авторская идея до её реализации.

Характер – совокупность психологических свойств героя (скупец, герой-любовник…).

Тип – совокупность социально-общественных свойств героя (тургеневская барышня, лишний человек…).

Литературные «сверхтипы» по Е. В. Хализеву:

1. авантюрно-героический (боги, герои, рыцари и т. п., герои, не делающие плохого, движущиеся вперед).

2. житийно-идиллический (Татьяна Ларина, например).

3. антигерой (или очень отрицательный, или герой-ноль, без внутренней сущности).

Герой – это целостный образ человека в литературе. Персонаж – носитель конструктивной роли в произведении. Это те категории, в которых формально воплощается характер и тип.

30. Сюжет и композиция в художественном произведении.

Сюжет – реальная цепь изображенных в художественном произведении событий.

Внешний сюжет – описание внешних событий; внутренний – описание внутреннего мира героев.

Функции сюжета:

- конструктивная – соединение частей;

- характеристическая.

Если в произведении один сюжет – однолинейный, если несколько – многолинейный.

По способу развития:

- концентрические (центростремительные) сюжеты – в которых можно выделить кульминацию;

- хроникальные (центробежные) – в которых преобладает хроникальная (временная) связь.

Концентрические сюжеты характеризуются следующими стадиями развития:

1. экспозиция (состояние мира до начала конфликта);

2. завязка (момент начала развития действия);

3. развитие действия;

4. кульминация;

5. развязка (разрешение конфликта);

6. эпилог (описание мира после событий).

Даже в концентрических сюжетах встречается отсутствие развязки. тогла между 4 и 6 пунктом происходит дискуссия – действие после кульминации при неразрешенном конфликте.

Композиция – соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств.

Внешняя – видна невооружённым глазом (главы, части, тома, строфы и т. п.).

Внутренняя – подразумевает или чередование единиц изображаемого в произведении (сюжетные/несюжетные элементы) или чередование различных типов и форм повествования.

Существуют несколько точек зрения:

1. Языковая – чередование типов речи (повествование/описание/рассуждение), способов ведения речи (диалог/монолог).

2. Идейно-ценностная – речесубъектная организация текста (кто-что сказал: автор, герои…).

Психологическая точка зрения – внутреннее эмоциональное состояние.

3. Пространственно-временная точка зрения на композицию.

Композиция может быть:

1. Простой – описание 1 героя, события или предмета.

2. Усложненной – допускает добавочные элементы (второстепенных героев и события).

3. Сложная – связана с множеством элементов описания.

Композиционные приемы:

1. Повторы (буквальные), вариации (повтор с изменением), мотивы (более обобщенная версия).

2. Умолчания (опущение из текста, например, когда в «Метели» Пушкина, всё выяснилось в конце), подтексты (пропуски события, но которое можно угадать), аллюзии (откровенные намеки на событие).

3. Со- и противопоставления (сравнение элементов композиции).

4. Монтаж («взяли и склеили» - главы отдельно друг от друга без перехода, например, со словами «а в это время…»).

5. Временная организация текста.

31. Мир художественного произведения

Мир художественного произведения отражает действительность одновременно косвенно и прямо: косвенно - через видение художника, через его художественные представления, и прямо, непосредственно в тех случаях, когда художник бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи.

Мир художественного произведения – это все, что характеризует образную структуру.

Художественная форма состоит из трех компонентов:

1. Мир худ. произв.

2. Структура (композиция)

3. Язык (речь)

Мир художественного произведения: сюда попадает герои, персонажи, хронотоп, худ. портреты, пейзажи, интерьер, худ. деталь.

Герой –это целостный образ человека в лит-ре, формальное воплощение в категории характера и типа.

Герой обладает внешним обликом (портретное описание), речевая хар-ка, описание поступков, вещей, жилища, имя собств.) и внутренним миром (внешний и внутр. речь, описание мимики и жестикуляции, чувств автора-психологизм, хар-ки др. героями)

Совокупность героев произведения образуют мир художественного произведения.

Художественный пейзаж:

1)Необходим для развития действия:

А)Подталкивающий внешнее действие

Б)Необходимый для развития внутр. жизни героя.

2)Лирический, выражающий либо авторские эмоции, либо героя.

3)Описательный-характеристический (для хар-ки героя)

4)«Самоценный» пейзаж (в описаниях географических путешествий, в фантастике)

Художественный интерьер:

1)Фактор развития действия

2)Описательно-характеристический

3)«Самоценный» (исторические романы, географические путешествия, фантастика)

Интерьер может характеризовать социальный статус героя, черты характера, сферу интересов, увлечений.

Художественная деталь:

1)Словесная

2)Портретная

3)Пейзажная

4)Предметная

Функция детали характерологические (дающая представление о …)

Хронотоп – единство художественного времени и пространства, категория формально-содержательная.

-мистериальный

-карнавальный





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...